Наверх

Рейд “Нк” и судебных исполнителей: на что идут должники, чтобы не оплачивать долги

29.04.2016 462 Наш край

Каждый из нас хорошо знает, что должны нам близкие, знакомые, государство. Но многие при этом предпочитают забывать, что обязательства есть и у нас. К примеру, взял кредит в банке – верни его, оставил ребенка с мамой и ушел из семьи – выдели средства на его воспитание. Ну а если нарушил закон – уплати штраф.

Когда память подводит особенно сильно и финансовые обязательства не только не погашаются, но еще и растут, в дело вмешиваются судебные исполнители. Журналист «Нашего края» посмотрел, как они работают и на что идут люди, чтобы не отдавать долги.

ВСТРЕЧА, КОТОРОЙ НЕ РАДЫ

Коллектив отдела принудительного исполнения Барановичского района и города Барановичи практически полностью женский, на хрупких плечах прекрасной половины человечества лежит обязанность взыскивать долги и с уголовных преступников, и с административных правонарушителей, и со злостных неплательщиков алиментов, и с любителей пожить на широкую ногу за счет банковских кредитов.

Понятно, что встреча с судебным исполнителем для многих этих должников не входит в планы, тем более не является приятной неожиданностью.

– В большинстве своем люди ведут себя сдержанно, – рассказывает судебный исполнитель Инна Калюта, – однако бывает, и нецензурными выражениями «одарят», а то и вовсе с кулаками бросятся. К счастью, такое происходит редко.

Чтобы этого не случалось вовсе, отдел принудительного исполнения Барановичского района и города Барановичи заключил договор с Барановичским отделом Департамента охраны. Теперь отправляться в рейд по должникам девушки-исполнители могут под надежной охраной мужчин-милиционеров.

Еще одна форма работы – совместные рейды судебных исполнителей с сотрудниками Госавтоинспекции.

– Работать сообща выгодно и нам, и исполнителям, – говорит Андрей Кучур, начальник ОГАИ Барановичского РОВД. – Дело в том, что достаточно большой процент от числа должников составляют наши правонарушители – пешеходы и водители, которые совершили административные правонарушения, были подвергнуты штрафу, но не оплатили его в установленные законодательством сроки. В таких рейдах мы можем навестить должников и напомнить им о необходимости уплатить штраф. И судебным исполнителям все-таки спокойнее идти в дом правонарушителя вместе с сотрудником Госавтоинспекции.

ПЕРВЫЙ БЛИН КОМОМ

DSC00686Очередной совместный рейд ГАИ и судебных исполнителей проходит в деревне Новая Мышь. Инна Калюта показывает список должников, которых сегодня нужно объехать, – 13 человек. У большинства просрочены штрафы на относительно небольшие суммы – 360 тысяч, 540 тысяч, то есть 2–3 базовых величины по нормативам прошлого года.

Старший госавтоинспектор ОГАИ Барановичского ГОВД Александр Евтюхин тут же предполагает, что это пешеходы, нарушившие правила, либо водители, допустившие не слишком серьезное нарушение.

Есть в списке и те, кто должен куда большие суммы. К примеру, один из жителей улицы Слонимской задолжал девять миллионов. Это так называемый уголовный штраф за совершенное хулиганство.

Второй новомышский должник уже не первый месяц забывает погасить долг перед больницей.

– Иски из больницы поступают в том случае, если один человек избил другого, нанеся ему телесные повреждения, – рассказывает Инна Калюта. – Когда избитому оказывается медицинская помощь, оплатить ее стоимость обязан тот, кто нарушил закон. Как правило, сумма таких исков составляет около трех миллионов.

Мы тем временем подъезжаем к дому первого должника, который с прошлого года не оплачивает штраф за нахождение в темное время суток без фликера на проезжей части.

Старший инспектор ДПС Александр Артем и Инна Калюта входят во двор, стучат в двери. Затем в окно… Обходят дом вокруг… Безрезультатно. Похоже, хозяев нет дома.

– Оставим ему повестку, пусть теперь приезжает в отдел сам, – говорит Инна Калюта, заполняя строки.

Правда, гарантировать, что должник проявит сознательность и откликнется на такое приглашение, никто не может. И тогда исполнитель снова отправится домой к должнику.

СО ВСЕМ СОГЛАСЕН, НО ПЛАТИТЬ НЕЧЕМ

Подъезжаем к следующему дому.

– Мы никогда не предупреждаем о своем визите, – объясняет Инна Калюта. – Если предупредить – с вероятностью 90 процентов никого не будет дома. А если предстоит опись имущества, то к нашему приезду и описывать будет нечего, все попрячут.

Дверь открывает высокий худощавый мужчина неопределенного возраста в классических «трениках» с вытянутыми коленями. Визиту судебных исполнителей не удивляется, ведет себя спокойно. Он задолжал государству девять миллионов того самого уголовного штрафа.

DSC00694– За хулиганку дали, – нехотя говорит он журналисту. – Ударил там одного…

Судебный исполнитель говорит, что из штрафа погашено только 500 тысяч. Причем внес их не сам должник, а его мама-пенсионерка. Было это уже давно, и больше денег в счет погашения долга не поступает.

– Я понимаю, что надо платить, но нечем, – говорит мужчина. – Я сейчас нигде не работаю, денег нету. Надо – описывайте имущество. Но тут все мамино, не мое.

Инна Калюта заглядывает на кухню, затем в гостиную. Кроме старенького телевизора и видавшей виды мебели, в квартире ничего нет. Исполнитель фотографирует скудную обстановку на мобильный телефон.

– Ну что ж, будем писать акт об отсутствии имущества, – говорит судебный исполнитель. И предлагает журналисту и инспектору ДПС стать понятыми – заверить акт своими подписями. Затем снова обращается к должнику. – У вас есть десять дней на то, чтобы добровольно погасить долг. Если не сделаете этого, ваше наказание по приговору может быть заменено на реальный срок лишения свободы. Подумайте об этом.

Мужчина обещает подумать и с видимым облегчением закрывает за нами дверь…

– Других вариантов здесь уже нет, – говорит Инна Калюта. – Мы сделали все, что могли: наложили запрет на выезд за пределы Беларуси, на проведение сделок с недвижимостью по квартире, в которой живет должник, а также на право управления автомобилем. Как видите, не помогло.

ИНЫХ УЖ НЕТ, А ТЕ – ДАЛЕЧЕ…

По следующему адресу взрослых дома не оказалось. Дверь открыла девочка-подросток, которая рассказала, что должник, которого мы ищем, – это родной брат ее отчима. Здесь он давно не проживает, приезжал только недавно на похороны отца. Где его найти – не знает, но просит оставить телефон: «Отчим вам обязательно перезвонит. Он уже сто раз говорил брату, чтобы рассчитался со своими долгами».

Идем искать следующего должника. Доброжелательная сельчанка, у которой спрашиваем адрес, берется проводить нас до нужного дома. По дороге интересуется, кого же мы ищем. А услышав фамилию, удивляется: «Так сидит же он вроде…».

Наконец доходим до места назначения. На лай собаки из дому выходит хмурый неприветливый мужчина. Как оказалось, вовсе не тот, кто нам нужен. Спрашиваем у него, где хозяин.

– Нету хозяина, сидит, – нехотя отвечает наш невольный собеседник. – А я в гости к хозяйке зашел. Что, нельзя?

Заверив, что нам нет никакого дела до его походов в гости, дожидаемся хозяйку. Молодая еще женщина, выглядывая из-за двери, буквально огорошивает: «Так вы не мужа моего ищете, а отца его сводной сестры. Он раньше в этом доме жил. Но умер еще в прошлом году. Его машина сбила…»

Припомнить такую аварию сотрудники Госавтоинспекции не могут, поэтому сомневаются в правдивости слов женщины. Тем более что штраф за ним числится как раз с прошлого года.

Возможно, она говорит и правду, может, он попал в ДТП не у нас в районе, но это нужно проверить, – говорит Александр Артем.

А Инна Калюта тем временем вспоминает, что и муж женщины, ныне находящийся в местах не столь отдаленных, должен денег государству. За ним числится сразу несколько немалых долгов по штрафам за пьяное вождение.

– Он за это и попал в места лишения свободы, – говорит Александр Евтюхин. – За один год умудрился ехать пьяным сначала на машине, потом на мотоцикле, а третий раз – на мотоблоке. Так и работы хорошей лишился, и за решетку попал.DSC00697 DSC00701

ИЩИ ВЕТРА В ПОЛЕ

Из оставшихся девяти должников пообщаться удалось лишь с одним. Пожилой мужчина должен 540 тысяч за нахождение в темное время суток без фликера на проезжей части, да еще и в нетрезвом состоянии. Поскольку долг за ним числится уже полгода, Инна Калюта идет описывать имущество – электропилу, которой мужчина минуту назад пилил дрова в сарае.

DSC00699Пытаясь сохранить пилу, должник рассказывает, что принадлежит она не ему, а маме. Да и купили ее 30 лет назад, поэтому пила старенькая, ничего не стоит. Однако, забывшись, через минуту выдает, что приобрел пилу сам прошлой осенью: «По деревне мужик какой-то ходил, продавал. Недорого совсем, за 400 тысяч отдал».

Пила описана. Теперь у мужчины есть 10 дней на добровольное погашение долга. В противном случае имущество будет конфисковано и продано с торгов.

Сразу шесть должников живут на улице Куницкой. И здесь наша миссия заходит в полный тупик.

Дверь в первом доме, куда мы постучались, открывает приветливая пенсионерка, представившаяся Станиславой Станиславовной.

«Надоел же мне он, сил нету», – говорит она.

Оказывается, должник – это ее бывший квартирант, которого пенсионерка по доброте душевной много лет назад прописала к себе в дом, чтобы мужчине было проще найти работу (своего жилья у него не было). Когда поняла, что от прописанного одни проблемы и работу искать он не собирается, через суд выписала. Случилось это уже три года назад. А он до сих пор дает ее адрес, и к пенсионерке идут квитанции на штрафы, едут судебные исполнители.

В следующем доме хозяев нет. Инна Калюта оставляет в двери «привет» в виде повестки.

А дальше происходит и вовсе мистическая история. Сразу трех домов, в которых должны проживать должники, нет и в помине.

– Понятно, что в несуществующих домах не могут проживать люди, – говорит Инна Калюта. – Более того, и быть зарегистрированными в них нельзя. Однако по документам так и происходит. Да еще и кредиты в банках умудряются брать эти неуловимые жильцы, причем немалые. В одном из банков города, например, такая вот женщина-«призрак» за один день взяла сразу три кредита. Причем на сумму свыше 100 миллионов. И служба безопасности даже не подумала проверить, кому выдаются деньги.

Удача, если можно так выразиться, улыбается нам в поиске четвертого пропавшего дома. Находим его, пройдя немного в глубь переулка. Правда, жильем это назвать нельзя даже с натяжкой: крыша у дома провалилась, окна заколочены. Зато рядом расположился сараюшка, переделанный в жилье. У этого «дома» имеется даже веранда, правда сделанная из… ковров. У входной двери на коврике хозяев ожидает кошка. Видно, что люди живут в этом строении, однако сейчас их дома нет.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

В город возвращаемся без денег. Увы, никого из должников заставить раскошелиться не удалось.

– И такое бывает, – говорит Инна Калюта. – Хотя чаще все же получается убедить кое-кого погасить задолженность. Жаль только, что всё новые люди попадают в список наших «клиентов». Так что меньше работы у нас не становится…

Ирина СОСНИНА.
Фото автора.



  • Мы в социальных сетях: