Наверх

Жильё – моё?

20.06.2013 176 Наш край

Сегодня, спустя месяц после объявления о сроках приватизации, ажиотаж, можно сказать, несколько поутих. И в коридоре ЖРЭУ уже нет давки. Но это не значит, заверила меня Анастасия Евсеева, что очередей стало меньше. Просто теперь горожане имеют возможность подать заявление на приватизацию квартир и по месту проживания, в ЖЭСы. График удобный, даже в субботу принимают, и в обычные дни ЖЭСовцы трудятся до 20 часов. За субботу и понедельник в седьмом ЖЭСе, допустим, приняли 16 заявлений. «Очередей нет», – заявил начальник Михаил Мушко.

…Юрий Николаевич пришел в ЖЭС, как он говорит, на разведку – узнать, долго ли в очереди стоять. А когда увидел, что людей не много, заметно приободрился.

– Пойду за супругой, я тут недалеко живу.

– Что же вы дотянули до крайнего срока? – спрашиваю у главы семьи.

– Да жили и жили, об этом не думали. Какая разница была: приватизирована квартира или нет?

Разницы и в самом деле не было. Поэтому еще одни мои собеседники на вопрос, почему запоздали с процессом, признались, что вначале хотели выучить ребенка, а уже потом – приватизировать квартиру. На всё сразу средств не хватало. Зато теперь мужу, как главному добытчику в семье, признавался тот, приходится и подхалтуривать, и даже в две смены на основной работе оставаться.

– Услуга-то далеко не бесплатная, – выражает он недовольство.

В государственном жилищном фонде Барановичей приватизировано около 80% квартир. Значит, неприватизированных – процентов 20. Анастасия Евсеева уточнила, что за государством до этого момента числилось порядка 6 тысяч квартир. Немало. Вот что рассказала Ольга Булыга, специалист по приватизации ЖРЭУ:

– В большинство своём люди считали, что коль они прописаны в данной квартире, живут там много лет, исправно платят за услуги, значит, это жильё автоматически стало их собственностью. Они даже не предполагали, что в собственность квартиру надо оформлять.

В этих случаях проще – теперь горожане знают, что да как, и начали процесс, подав заявление. Хуже ситуация складывается для тех, кто, к примеру,  не может достичь согласия в семье.

На приём к Анастасии Евсеевой пришла женщина с просьбой разъяснить, сможет ли она приватизировать квартиру без согласия отца. Отец – наниматель жилья и категорически против того, чтобы оформлять его в собственность. Увы, в этом случае процесс приватизации начаться не может – заявление на приватизацию принимается только с согласия всех совершеннолетних членов семьи, проживающих в квартире. 

Немало примеров, когда договориться не могут бывшие супруги, продолжающие жить под одной крышей. Есть и такие, кто выехал за пределы республики и их местонахождение не установлено. В этом случае родным придется приложить немало усилий, чтобы найти человека, либо начать процедуру объявления его без вести пропавшим. Кто-то отбывает срок. У кого-то элементарно нет денег на приватизацию… Каков механизм действия после окончания данного процесса, нигде не прописано.

Если заявления на приватизацию принимаются бесплатно, то за услуги специалистов агентства по недвижимости и земельному кадастру (обследование, оформление технического паспорта) придется выложить 427 900 рублей. Еще недавно эта услуга оценивалась в 397 900 рублей.

Цены на приватизацию подрастают, как только увеличивается коэффициент стоимости строительства жилья. На данный момент приблизительная стоимость приватизации однокомнатной квартиры доходит до 200 миллионов рублей, трехкомнатной – от 100 до 600 миллионов рублей. Она зависит от балансовой стоимости дома, года постройки, метража, размещения, материала стен и т. д. Увеличивает стоимость и проведенный капитальный ремонт дома. Однако наниматель платит не сразу всю сумму:  в течение года, до истечения срока приватизации, в один приём вносит 10% стоимости квартиры. Оставшиеся 90% он может погашать в течение сорока лет.  И делает это сам, добросовестно приходя в банк – никто квитанций об уплате присылать не будет. Касается этот порядок тех, кто не имеет льгот на приватизацию.

В зачет стоимости принимаются и чеки «Жильё». Но только перерегистрированные в 2005–2006 годах.

…Молодой человек зашел в кабинет специалиста ЖЭСа: «Я хочу подать завяление на приватизацию». «Вы проживаете в квартире один?» «Нет, с семьей». «Заявление примем только тогда, когда придут все совершеннолетние члены семьи либо от них есть согласие, заверенное нотариально». «А я об этом не знал».

Таких, как этот горожанин, немало. Приходится возвращаться домой за остальными членами семьи. А Ольга Булыга вспомнила два других случая, когда подавать заявления пришли семьи с недееспособными родственниками.

– А как вы это узнали?

– Пообщалась с людьми.

Обоим нанимателям в приеме было отказано. Как только недееспособному родственнику будет назначен опекун, который станет представлять его интересы, тут же можно подать заявление на приватизацию.

Так что названный крайний срок подстегнул не только тех, кто желает иметь жильё в собственности,  но и тех, кто каким-то образом не привел в порядок семейные, родственные отношения.

Среди желающих приватизировать жильё нашлись и горожане, которые получили социальные квартиры. Некоторые из них готовы, по словам Анастасии Евсеевой, заплатить свои кровные, чтобы приватизировать жильё. Увы, квартиры социального пользования под этот процесс не попадают – они не подлежат приватизации. Так же, как и комнаты в общежитиях. Так же, как и коммерческое жильё, – такой статус в городе имеют 9 квартир.



  • Мы в социальных сетях: