Наверх

В Барановичах прошла ярмарка рабочих профессий

24.03.2018 503 Наш край

В Ледовом дворце ребята-выпускники, которые привыкли работать не только головой, но и руками, могли 24 марта выбрать свою будущую рабочую специальность. На ярмарке профессий «Абитуриент-2018» себя презентовали учреждения среднего специального и профессионально-технического образования.

Асы кухонного искусства соревновались между собой в фантазии. Будущие повара из Новомышского государственного профессионального лицея сельхозпроизводства, например, вырезали искусные узоры на яблоке.

– Мы готовим и других востребованных специалистов, таких как водитель категории С, электросварщик, слесарь по ремонту автомобилей… – замечает Алёна Воронович, мастер производственного обучения.

Кулинары Барановичского технологического колледжа (здесь готовят поваров, кондитеров, официантов, барменов) приготовили розы из свеклы, маки из перца – издали не отличишь от настоящих. Как оказалось, и это не предел. Рядом замечаю домики из сахарной мастики.

– Это что, действительно еда? – не верит парень, указывая на корзинку с клубникой, судя по всему, из той же сахарной мастики.

– Да, – не без гордости отвечают девчонки-кондитеры.

Молодежь не могла пройти мимо странного «ноутбука». За ним сидел человек в белом халате, рядом ассистентка держала «пациента» – кролика.

– Это УЗИ-сканер, используется для исследования патологии внутренних органов животных, – раскрыл карты Юрий Полонский, преподаватель ветдисциплин Ляховичского государственного аграрного колледжа. – Мы готовим в числе прочих специалистов фельдшеров ветеринарии.

Как выяснилось, стоит УЗИ-сканер не меньше, чем неплохой автомобиль.

– А что это за такой здоровый шприц? – интересуется старшеклассник, указывая на предмет, который тут же напомнил мне известную сцену вакцинации персонажей из «Кавказской пленницы».

– Крупным животным тоже иногда приходится капельницу ставить. Вот тогда и понадобится этот шприц Жане, – объясняет Юрий Полонский.

Казалось бы, что поменялось в работе человека, который возделывает землю? Но нет, технологии приходят и сюда. Преподаватель агрономических дисциплин Светлана Войтеховская демонстрирует мне электронный влагомер. Небольшой умный прибор автоматически определит влажность той же гречихи.

А Евгений Биза, заведующий лабораторией «Учебный сад с плодопитомником», специальным ножиком на ходу «прививает» веточку яблони, показывает мне весь арсенал садовода. Среди прочего здесь есть хитрый секатор, который поможет справиться с прививкой даже дилетанту.

Ребята из Мирского государственного художественного профессионально-технического колледжа обращали на себя внимание мастер-классом росписи по ткани.

Легко ли сегодня творческому человеку найти работу?

– Выпускники нашего колледжа занимаются ремесленничеством, а резчик-столяр без проблем устроится на любую мебельную фабрику. Немаловажно то, что наши учащиеся получают сразу три специальности: две художественные, одну строительную. Например, те, кто занимается росписью, одновременно учатся на изготовителя изделий из керамики и штукатура, – говорит старший мастер Наталья Семашко.

По этому пути сегодня идут многие учреждения, которые готовят по рабочим специальностям. Такой «многостаночный» диплом – ваш козырь на рынке труда: нет вакансий по одной специальности – найдешь работу по другой.

– Зачастую ребята выбирают специальность по наитию. Сегодня им нравится одно, завтра – несколько иное. Специальность «три в одном», как например парикмахер-швея-портной, помогает найти себя в профессии, – делится своим мнением Татьяна Гладун, заместитель директора по производственному обучению Барановичского государственного профессионально-технического колледжа сферы обслуживания.

– У нас в придачу к трем специальностям через курсы можно получить еще несколько квалификаций. Так, парикмахер-швея-портной может стать мастером по маникюру, визажистом, продавцом, администратором салона, – добавляет Елена Боркун, заместитель директора по учебно-производственной работе.

Похожий подход у Барановичского государственного профессионального лицея машиностроения. Кстати, лицей возобновляет набор на специальность «оператор ЭВМ», будет обучать и компьютерной графике.

– Приглашаем к нам девчат! При этом параллельно они получат специальности оператора станков с программным управлением, слесаря механосборочных работ, – отмечает Александр Кекшук, мастер производственного обучения, преподаватель спецдисциплин, секретарь первички БРСМ.

– Неужели девушка пойдет работать слесарем механосборочных работ?

– А что вы удивляетесь? Сегодня есть девушки, которых механосборочные работы увлекают еще больше, чем парней.

Есть новости и у Барановичского государственного профессионального лицея строителей.

– С 1 сентября мы планируем начать подготовку кровельщиков по рулонным кровлям и по кровлям из штучных материалов. Сейчас готовим мастерскую, в которой на моделях будем обучать кровельщиков, – сообщил Александр Лихач, старший мастер. – Кроме того, желающие с нового учебного года получат навыки кровельщика по металлическим кровлям и штукатура заочно.

Расширил перечень специальностей, по которым доступно заочное обучение, и Барановичский экономико-юридический колледж. Теперь заочно здесь можно получить образование не только экономиста, юриста, но и профи в логистике.

– Современному человеку трудно обойтись без автомобиля. Мы организовали для наших учащихся занятия в автошколе, наш партнер пошел колледжу навстречу, построив обучение так, чтобы ребятам, которые захотели получить права, не пришлось пропускать занятия, – говорит Галина Сокол, директор экономико-юридического колледжа.

В прошлом году в Барановичском государственном колледже легкой промышленности им. В.Е. Чернышева появилась специальность «конструирование и технология швейных изделий».

– Новая специальность пользуется популярностью. Талантливых людей у нас много, есть те, которые готовы посвящать творчеству бессонные ночи. Приходят даже ребята, которые окончили вузы, – утверждает педагог-организатор Алла Одинцова. – Успех не заставляет себя ждать. Так, коллекции наших начинающих модельеров прошли отбор республиканского конкурса «Мельница моды».

Конечно, я не мог пройти мимо стенда Брестского колледжа ж/д транспорта – филиала Белорусского государственного университета транспорта. Не зря ведь на гербе нашего города паровоз! Наверняка не один десяток ребят из нынешних выпускников пойдет в железнодорожники.

– Много в колледже учится барановичских ребят?

– В моей группе «грузовая и коммерческая работа на железнодорожном транспорте» из 25 человек 12 из Барановичей, – отвечает Елена Пилецкая, учащаяся колледжа.

Всего перед абитуриентами раскрыли свои возможности полтора десятка учреждений образования. Ярмарку профессий, по ожиданиям организаторов – городского учебно-методического кабинета и отдела образования, спорта и туризма, – должны были посетить около 3 тысяч ребят. Это ученики 9–11-х классов как городских, так и сельских школ.

К сожалению, всё еще жив стереотип о «престижных» и «непрестижных» профессиях. Как следствие, высшее образование некоторыми родителями возводится в самоцель. Хотя на рынке труда нет престижных или непрестижных специалистов, есть востребованные и невостребованные. И далеко не всегда якобы «престижная» профессия, вопреки ожиданиям, оказывается нужной и высокооплачиваемой. Как в анекдоте.

– Чем занимается сегодня Машка, самая модная девчонка из нашего класса? – спрашивает один слесарь из маленького городка у другого.

– Родители пять лет платили за ее учебу в вузе, теперь она переводчик.

– Что, небось, с делегациями разными ездит?

– Нет, детишек через дорогу переводит. По диплому работу не нашла, недавно встретил ее около детсада.

– Как прежние поколения мечтали попасть в космонавты, так нынешние школьники грезят о карьере IT-специалиста. Говорю им, давайте, ребята, в трактористы! Нет, отвечают они, мы «в космонавты». Но жизнь всё расставит на свои места, результаты централизованного тестирования поумерят амбиции, и «космонавты» выберут что-то приземленное, сообразно уровню знаний и способностей, – рассуждает Маргарита Щерба, учитель математики лицея № 1.

Но стоит ли ждать таких «приземлений»? Они ведь не всегда бывают мягкими.

– Выбор на ярмарке профессий велик. Будем надеяться, что благодаря ее насыщенной программе каждый найдет себя в этом большом мире, – говорит Владислав Михнович, старшеклассник СШ № 9. – Что касается меня, то я уже решил: буду поступать в экономико-юридический колледж. Когда-то была мысль податься в милиционеры. Но сегодня я понимаю: в своем городе, на месте, учиться будет легче.

А что вы будете делать с вузовскими корочками, полученными ради удовлетворения амбиций, без желания, без мечты, без горения, подумали? Это же перечеркнутая судьба, да и людям от такого специалиста, который выполняет обязанности через силу, больше вреда, чем пользы.

Однако есть среди поколения абитуриентов-2018 и те, кто, знаю точно, не откажется от мечты, от любимого дела только потому, что кому-то оно кажется «непрестижным».

– Вот говорят, это непрестижно, это же ПТУ, но там можно получить нормальную специальность, – говорит Дмитрий Почебут, девятиклассник СШ № 18. – Хочу быть автослесарем. Лет с 10-11 пропадаю в гараже, и мне это по душе. Вместе с папой ремонтировал автомобиль, понравилось, многому научился. Теперь отец купил квадроцикл, а я мечтаю о мотоцикле. Собираюсь поступать в лицей машиностроения. Думаю, выбранная мной специальность будет востребована. Техники с каждым годом становится всё больше, а чинить ее мало кто умеет.

Ну и, наконец, никто не говорит, что, окончив колледж или профессиональный лицей, нужно ставить точку в своем образовательном росте. Рабочая специальность может послужить отличным трамплином к высшему образованию.

– Отбор в наш Минский государственный архитектурно-строительный колледж ведется по среднему баллу аттестата. Окончив колледж –а он является филиалом БНТУ, – ребята имеют возможность поступить сразу на второй или третий курс университета. При этом им даже не придется сдавать централизованное тестирование: зачисление идет по результатам собеседования, – рассказала Ирина Гребень, преподаватель спецдисциплин.

Виталий ГЕРЦЕВ.

Фото Бориса НОВОГРАНА.



  • Мы в социальных сетях: