Наверх

«О Тебе радуется…»

12.10.2012 474 Наш край

Какой была знаменитая композиция, фрагмент которой сохранён в нашем храме? Как известно, уникальные мозаики, которыми славится барановичский Свято-Покровский храм, были привезены к нам из Польши. Изготовлены же они были в России, в частной мозаичной мастерской В.А. Фролова, в начале прошлого века. 

Мозаики, выполненные по эскизам известных художников (В.М. Васнецова, Н.А. Кошелева, Н.А. Бруни, В.И. Думитрашко) предназначались для убранства величественного православного собора Александра Невского в Варшаве и явились его особым, неповторимым украшением. Но через пятнадцать лет после освящения, в 1926 году, собор этот был окончательно разрушен (до этого на протяжении нескольких лет шло планомерное его уничтожение). Часть знаменитых мозаик оказалась в Барановичах.

Сегодня мы расскажем об одной из них, на которой изображена Богоматерь с Младенцем.

Панно «Божия Матерь с Младенцем» размерами 4х4 метра размещено в алтаре, вверху горнего места. Это только фрагмент грандиозной  композиции В.М. Васнецова под названием «О Тебе радуется…», в основу сюжета которой была положена песнь преподобного Иоанна Дамаскина, воспевающая Богородицу:

О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь,

Ангельский собор и человеческий род,

Освящённый Храме и Раю словесный,

Девственная похвало,

Из Нея же Бог воплотился

И младенец бысть,

Ложесна бо Твоя Престол сотвори…

Рисунок-эскиз данной композиции хранится сегодня в Государственной  Третьяковской галерее, но он, естественно, даёт лишь отдалённое представление о той громадной многофигурной композиции, бывшей частью богатого интерьера Варшавского собора. (Всего в Александро-Невском храме находилось около десяти тысяч (!) произведений и предметов, представляющих художественную ценность мирового уровня).

В центре композиции – фигура Богоматери, сидящей на троне и прижимающей к себе младенца Христа, а все поклоняющиеся Ей расположены в два ряда (регистра, как говорят художники). Хвалу Богоматери поют на небе и на земле. Верхний ряд изображает ангельский собор во главе с архангелами Михаилом и Гавриилом. Нижний представляет род человеческий. Здесь (слева) император Константин и Елена, святые мученицы Варвара и Екатерина, Роман Сладкопевец, Иоанн Дамаскин, Симеон Столпник, Святой Николай, блаженный Иероним, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Игнатий Богоносец, Афанасий Великий, первомученик Стефан. Справа стоят представители русской церкви: первомученики Федор и Иоанн, первоучители славянские Кирилл и Мефодий, митрополиты московские Петр, Алексий и Филипп, преподобные Антоний Печерский и Серафим Саровский, Нестор Летописец, равноапостольные княгиня Ольга и князь Владимир, князья-мученики Борис и Глеб.

Сохранившийся в нашем храме фрагмент, конечно, не передаёт той многокрасочной и многоголосой полифонии, которая присутствовала в первоначальной композиции, но, как говорят, дарование мастера равно присутствует в каждой части его произведения. Художник В.М. Васнецов был великим художником, настоящим мастером. Пусть же лик Богородицы с прижавшимся к Ней Младенцем, хоть и вырванный из контекста, продолжает наполнять священное пространство храма высоким смыслом и обнажает в душах вечный образ, к поклонению которому призван каждый человек.

При подготовке материала использовано научно-популярное издание  «Барановичский Покровский собор», авторы – А.А. Ярошевич, И.Г. Томашева. Мн., «Беларусь», 2008.



  • Мы в социальных сетях: