Наверх

Как барановичские машиностроители встречают профессиональный праздник

25.09.2022 1992 Наш край

Заводы станкостроительный «АТЛАНТ», автоагрегатный, станкопринадлежностей, автоматических линий, запасных частей «Автако», «Торгмаш» – средоточие этих крупных и известных за пределами города предприятий сделало Барановичи крупным машиностроительным центром.

Чем живет отрасль в нынешние непростые времена, какую роль играет в городской экономике – об этом и другом наш разговор с первым заместителем председателя горисполкома Эллой СТАШЕНКО накануне профессионального праздника машиностроителей.

kak-baranovichskie-mashinostroiteli-vstrechayut-professionalnyj-prazdnik_1.jpg– Элла Евгеньевна, как бы ни складывалась экономическая, финансовая ситуация, мы всегда гордились работой машиностроительного комплекса Барановичей. От деятельности трудовых коллективов отрасли исходила стабильность, уверенность в том, что всё получится. Что-то изменилось в этой оценке сейчас?

– Вы верно сказали: работой машиностроителей можно гордиться, и теперь особенно, учитывая, в каких условиях они трудятся. Удельный вес отрасли в общем объеме промышленного производства составляет 25% – четверть объема! Хорошие результаты имеем по отдельным позициям: производству машин и оборудования (6,4%), транспортных средств и оборудования (4,5%), электрооборудования (2,5%), вычислительной, электронной и оптической аппаратуры (1,6%).

За восемь месяцев года машиностроители произвели продукции на 192 млн рублей, или на 20% больше, чем в аналогичном периоде 2021-го. Так, увеличено производство частей для железнодорожного транспорта (на 48,6%), автокомпонентов (на 35,2%), электродвигателей (на 24,2%), узлов и деталей машин для сельского и лесного хозяйства (на 20,1%), в два раза больше изготовлено станков для обработки металлов, увеличился спрос на услуги по литью чугуна (на 49,8%).

Средняя заработная плата в отрасли составила 1 247 рублей. Как видите, у нас и сегодня есть повод для гордости за трудовые коллективы отрасли. Надо иметь в виду, что немало машиностроительных предприятий создано и успешно работает в малом и среднем предпринимательстве – это «Торгтехмаш», «Партнер», «Станкодеталь», «Механические мастерские» и другие. В целом в этом секторе промышленности занято более 3,5 тысяч наших горожан – цифра серьезная.

– Практически все наши производители ориентированы на экспорт. Куда сегодня, в условиях санкций и закрытия многих привычных рынков, машиностроители отгружают продукцию?

– Да, еще в начале года продукция барановичских предприятий шла на рынки 13 стран: в Россию, Казахстан, Литву, Эстонию, Латвию, Молдову, Монголию, Польшу, Сербию, Нидерланды, Словению, Чехию, Украину. Санкционная политика, закрытие рынков стран ЕС и Украины создали трудности, обусловили полное структурное переформатирование внешней торговли. Вместе с тем нынешняя ситуация открыла и новые возможности по развитию инновационных и импортозамещающих производств, в том числе для рынка Российской Федерации и других стран Евразийского экономического союза. Машиностроители решают целый комплекс задач, связанных с производством, поиском новых партнеров, отработкой новых логистических маршрутов и схем расчетов. Российская Федерация остается основным стратегическим партнером наших предприятий, объемы поставок туда увеличились почти на 24%.  

А по итогам семи месяцев года на экспорт отгружено продукции машиностроения на 26 млн долларов, что на 20% больше, чем за такой же период прошлого года.

– Какая продукция наиболее востребована на внешнем рынке? Есть ли бизнес-идеи, которые открывают для наших машиностроителей новые перспективы?

– На экспорт барановичские производители отгружают компрессоры, чугунное литье, станки, нестандартное оборудование для металлургических производств, станочную оснастку, авто- и железнодорожные компоненты, оборудование для пищевой промышленности.

Станкостроительный завод заключил новые контракты на поставки литья, компрессоров, оборудования, эмальпровода в Российскую Федерацию и Узбекистан. Завод станкопринадлежностей предлагает станочную оснастку, ранее импортируемую из Германии, Польши, Японии. Автоагрегатовцы наращивают объемы литья и автокомпонентов для конвейеров Российской Федерации, расширяется гамма выпускаемых автозапчастей для грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов, полуприцепов импортного производства.

Коллектив «Автако» освоил более 100 наименований деталей для ремонта электропоездов и тепловозов, чтобы обеспечить продукцией критического импорта предприятия Белорусской железной дороги. Завод автоматических линий получил на отдельные виды продукции сертификат соответствия ЕАЭС, который позволит начать их производство и реализацию.

Идеи успешных бизнес-проектов по замещению импортных товаров подсказывает сама жизнь. Как говорит глава государства, изобретать велосипед не нужно – следует перенимать мировые технологии, закупать оборудование и выпускать конкурентный продукт.

– Кстати, о конкуренции. У некоторой части горожан есть мнение, что мы как выпускали 20 лет назад одну и ту же продукцию, так и продолжаем её «шлепать». О какой, дескать, конкуренции можно говорить?

– Не соглашусь с такой оценкой. Да, есть доля традиционной продукции, которая всё так же востребована на рынке. Так что же, от нее отказываться? Это было бы неразумно. Вместе с тем машиностроители предлагают абсолютно новую или усовершенствованную, высокотехнологичную, продукцию, которая находит своего потребителя.  Доля отгруженной инновационной продукции превысила 16%, её выпускают все машиностроительные предприятия Барановичей.

Уже в 2022-м коллектив станкостроительного завода освоил 43 наименования новой продукции. Это новые модели компрессоров, станков, конвейеров, термопластавтоматы, отливки из чугуна и оснастка для литья отливок, различные детали и части оборудования. На автоагрегатном заводе пошли еще дальше: 103 наименования новой продукции, идет работа над расширением гаммы тягово-сцепных устройств.

Номенклатура завода станкопринадлежностей пополнилась 7 видами технологической оснастки. В этом году коллектив вышел на проектную мощность по выпуску токарных патронов повышенной точности, аналогов которым нет в Беларуси и Российской Федерации. Это уникальный инновационный проект.

На заводе автоматических линий начали изготовление пружинных клемм для крепления рельсов – еще один значимый проект.

25 наименований инновационной продукции – результат работы специалистов «Автако». Среди них комплектующие для ремонта электровозов, упоры автомобильные, специальные головки-ключи для пневмогайковертов.

В производственном портфеле торгмашевцев – плюс 5 видов инновационной продукции 2022 года. Выпускается модернизированное оборудование для переработки мяса или птицы – мясорубки различного объема, пилы ленточные, машины очистки корнеплодов, для протирки овощей, тестомесильные, картофелечистки. Изготовлены опытные образцы машин для перемешивания фарша, волчки с одношнековой системой подачи сырья для измельчения подмороженного мяса.

Благодаря новым разработкам или усовершенствованным моделям продукции наши производители смело конкурируют и находят свои ниши.

– Когда-то Барановичи славились сильной производственной кооперацией машиностроительных предприятий. Знаю, что подобные связи существуют и сейчас, но только между отдельными предприятиями. В последнее время о таком виде сотрудничества, как о современной реалии, вновь стали говорить на всех уровнях. Есть ли подвижки в этом направлении?

– Есть. Причем кооперационные связи крупные машиностроительные предприятия налаживают не только между собой, но и вовлекают в них предприятия частного бизнеса. Такое сотрудничество ведется между заводом автоматических линий и ООО «Партнер» – по обрезиниванию (то есть использованию резиновых покрытий для защиты металлических поверхностей от коррозии и износа) деталей. «Торгмаш» сотрудничает с частными предприятиями «Еланва» по изготовлению комплектующих из резины, «Термет» – по изготовлению чугунных тиглей.

Станкостроительный завод «АТЛАНТ» наладил сотрудничество по изготовлению этикеток с индивидуальным предпринимателем Г. Воронович, по изготовлению упаковки – с предприятием «Техком». Хорошие связи у автоагрегатного завода и «Еланва» по изготовлению комплектующих из резины, «Актив Шуз» оказывает машиностроителям услуги по шлифовке кожи. «Механические мастерские» осуществляют прошивку пазов деталей и нарезку зубьев для «Автако».

Кроме того, предприятия малого и среднего бизнеса города развивают кооперационные цепочки с крупными предприятиями машиностроения республики. Например, тот же «Партнер» производит резинотехнические изделия для «МАЗа».

Я желаю нашим уважаемым машиностроителям успехов в непростом труде, новых свершений, крепкого здоровья, благополучия и исполнения желаний!

Светлана ГИЛЬ

Фото Бориса НОВОГРАНА

Подписывайтесь на нас в Telegram!




  • Мы в социальных сетях: