Наверх

БарГУ раздвинул горизонт

23.08.2012 392 Наш край

Читая об итогах вступительной кампании, ловишь себя на мысли, что всё прошло хорошо, у всех прекрасное настроение и нет никаких проблем. Но они есть и лежат совсем не в земных недрах, а прямо на поверхности. 

Однако замечают их далеко не все.

Например, как получить высшее образование человеку, который по независящим от него причинам не может полноправно принять участие в поступлении, потому что он – инвалид.

В этом году наш сын Владислав окончил среднюю школу № 11 г. Слуцка. Все 11 лет обучение проводилось на дому, так как у Владислава детский церебральный паралич (ДЦП). Ребёнок не может самостоятельно ходить и писать по причине периодической напряженности в руках (спастики). Сын прошёл полную программу без исключений и послаблений и окончил школу с золотой медалью.

Но когда Владислав захотел продолжить своё обучение в вузе, первый вопрос, который почему-то возник у всех, – а зачем вам это надо? Школу закончил – пусть теперь отдыхает. Но окружающие, наверное, забыли, что Владислав тоже человек и у него тоже есть цели в этой жизни.

Если обычному выпускнику доступен выбор любого вуза и процедура сбора и подачи документов для него не составляет труда, то для инвалида это является первым препятствием при поступлении. Существуют общие правила для абитуриентов, но в них инвалидам отводится только два общих пункта. А в конкретном случае, к сожалению, ни медицинские учреждения, ни центры коррекционно-развивающего обучения не могут дать вразумительного ответа, как же поступать в вуз инвалиду. Ищите, родители, сами выход из создавшегося положения.

И только благодаря тому, что наша семья – это команда, которая не привыкла отступать перед трудностями, судьба благосклонна к нам. И мы осторожно, но уверенно продвигаемся вперёд.

Нашу проблему разрешила директор брестского реабилитационного центра «Тонус» Лариса Богданович, которая по-настоящему заботится об интересах детей-инвалидов. Ларису Николаевну наша семья знает давно, потому что с первого года жизни Влада мы ездили в «Тонус» на лечение. Зная способности Владислава, его целеустремленность, настойчивость и трудолюбие, Лариса Николаевна, при всей её занятости, нашла время и выяснила все вопросы, касающиеся первоначального этапа поступления ребёнка-инвалида в вуз (вплоть до конкретных видов справок и учреждений, где их нужно взять).

После сбора документов возник вопрос: в каком вузе есть условия, совместимые с физической ограниченностью Влада? Проведя переговоры практически со всеми ведущими вузами страны, мы не нашли ни одного подходящего. Дневную форму обучения исключили сразу. Выбирали заочное обучение с дистанционной направленностью, когда студент обучается дома и приезжает в вуз только на сессию. Но на поверку всюду практикуется обычное заочное образование.

Казалось, все варианты исчерпаны, и осуществить замысел сына мы не в силах. Но при более тщательном просмотре перечня вузов страны мы нашли Барановичский государственный университет. Каково же было наше изумление, когда мы узнали, что там есть настоящее дистанционное обучение и оно является приоритетным на заочном отделении. По телефону у Александра Унсовича, который возглавляет данную специализацию обучения, мы узнали всю необходимую информацию и были перенаправлены в приёмную комиссию для получения консультации по срокам подачи документов.

Сначала было собеседование. Диалог преподаватели проводили с Владом один на один. Первые слова сына после собеседования: «Со мной разговаривали на равных, как со взрослым человеком, и на «вы». Я почувствовал себя полноценным абитуриентом».

Затем возник вопрос о сдаче централизованного тестирования (ЦТ). В ближайшем к Слуцку центре проведения ЦТ – Солигорском колледже горно-химической промышленности – нам ответили, что тестирование в индивидуальном порядке они не проводят. В Министерстве образования пояснили, что создание комиссии для сдачи ЦТ в индивидуальном порядке не предусмотрено, и порекомендовали обратиться непосредственно в выбранный вуз. Специалисты БарГУ без промедления ответили, что для Владислава будут проведены экзамены с созданием специальных условий. Все процедуры работники университета выполняли чётко, без проволочек, со знанием дела и максимальным вниманием к нам и нашему сыну. Все точки над «i» были расставлены, осталось самое важное – сдать вступительные экзамены.

Приехав на первую консультацию в БарГУ, мы познакомились с проректором по учебной работе, психологом, кандидатом педагогических наук, доцентом Верой Хитрюк. И были удивлены и обрадованы до глубины души отношением этой женщины к нашему поступлению. Вера Валерьевна провела предварительную беседу с Владиславом, узнала о его планах и о том, как он представляет себе сдачу экзаменов. Наш сын увидел в Вере Валерьевне союзника, единомышленника, они понимали друг друга уже со второй минуты разговора.

Мы благодарим Бога, что на нашем жизненном пути встречаются поистине великие люди, такие, как Вера Валерьевна, которая воспринимает проблемы инвалидов как личные.

Но самое приятное нас ждало впереди, когда пришёл экзаменатор по русскому языку Людмила Прокофьева. Преподаватель была уже психологически подготовлена к нашей встрече, и у нас получилась очень содержательная и душевная консультация. Всё время не покидало ощущение, что мы разговариваем с нашими школьными учителями, которые знают нас уже много лет. Выходя из учебного корпуса после консультации, мы чувствовали невероятный эмоциональный подъём. Нас слышат, нас понимают, нас стараются поддержать!

На первый экзамен пришёл сам ректор БарГУ Василий Кочурко. В этом руководителе мы сразу почувствовали недюжинную энергию, порядочность, невероятную интеллигентность и настоящую отеческую заботу. На базе БарГУ давно разрабатываются методики обучения людей с физическими особенностями, поэтому здесь и был создан центр дистанционного обучения.

Экзамены проходили на высоком уровне, с соблюдением всех требований вступительной кампании. Были созданы экзаменационные комиссии с участием представителей государственного контроля. Председатели комиссий сразу поставили высокую планку Владиславу при сдаче экзаменов и прониклись его невероятным стремлением к достижению своей цели. Большое им родительское спасибо! Мы рады, что в учебных заведениях высшего эшелона есть настоящие художники человеческих душ.

Закончились наши экзамены на оптимистической ноте – наш сын по результатам тестов получил самый высокий балл по БарГУ в этом году – 341. Мы познакомились с замечательными людьми и поняли, что в этом мире мы не одни. У нашего ребёнка есть будущее, которое он своим невероятным трудолюбием и верой в себя, шаг за шагом воплощает в жизнь.

Во время нашей вступительной кампании мы ощутили себя в среде без каких-либо барьеров и препятствий, начиная с общежития, где предусмотрены пандусы, широкие дверные проёмы и комнаты адаптированы под инвалидную коляску, и заканчивая невероятным желанием всех работников университета нас поддержать. Если бы так происходило каждый день, то дети-инвалиды не чувствовали бы себя такими одинокими и брошенными.

Заканчиваем свой рассказ девизом всего коллектива Барановичского государственного университета:

У БЕЗДЕЙСТВИЯ НЕТ ПЕРСПЕКТИВ!



  • Мы в социальных сетях: