Наверх

Неисправимый оптимист

28.03.2011 461 Наш край

Знаете ли вы, что 55 лет назад в городе был свой профессиональный театр? Настоящий драматический, здание которого располагалось на пересечении улиц Горького и Гагарина (нынче там находится роддом).

Увы, после переноса областного центра в Брест туда же отправился и театр. А у нас остались люди, которые решили развивать театральное искусство дальше. Пусть на самодеятельных началах, но с профессиональным размахом и пониманием своего дела.

Говорят, что пик популярности нашего театра пришелся на 70-е годы прошлого столетия. Талантливый режиссер Мария Корнеевна Печенкина умудрялась при скудном бюджете делать крупномасштабные драматические полотна – по пьесам «Шторм» В. Билль-Белоцерковского, «Мещане» М. Горького, «Светит да не греет» А. Островского, «Сердце матери» С. Кайтова, «Парень из нашего города» К. Симонова и многим другим. 

А потом она ушла. Но и ее последователи старались высоко держать планку театрального мастерства, умудряясь делать удивительные постановки, которые не только срывали овации у барановичского зрителя, но и высоко оценивались на многочисленных фестивалях и конкурсах. 

Накануне Международного дня театра, который отмечается во всем мире 27 марта, мы расскажем о двух людях, чья судьба неразрывно связана с театром. И которые верят, что театральное искусство должно жить вечно.

Актер и режиссер в одном лице

Михаил Стрижов стал режиссером народного самодеятельного театра городского Дома культуры, сменив Марию Корнеевну Печенкину. Со сменой режиссера стал меняться и коллектив театра: многие старые актеры уходили, им на смену шла молодежь. До ухода старого состава он успел поставить «Вассу Железнову» по Горькому – по сути, один из самых ярких спектаклей.

А дальше подбирать репертуар нужно было уже на два состава – старшее поколение и молодежь.

– С самого начала своей режиссерской деятельности мне пришлось нелегко, – вспоминает Михаил Васильевич. – Мало того, что нужно было как-то решать вопрос с актерами, так еще приходилось бороться с вечной бедой самодеятельных коллективов – острой нехваткой денег. Я с этим справился. Научился ставить спектакли на 25 рублей. 

В то время Михаил Стрижов обращается к белорусской драматургии. Сегодня мало кто помнит (или знает), что в 80-е годы прошлого столетия найти хорошую белорусскую пьесу было делом почти невыполнимым. Почему? Да потому, что большинство хороших белорусских драматургов в свое время были репрессированы и тексты их произведений не издавались. Того самого «Збянтэжанага Саўку» Леопольда Родевича, которого сегодня ставят практически все театральные коллективы Беларуси, и то с трудом находили. 

Гордится Михаил Стрижов и другими своими работами, называя среди них «Корабль дураков» по Н. Коляде, «Маленький принц» по Сент-Экзюпери.

Все это время (и до сих пор) Михаил Васильевич остается и актером. Среди наиболее интересных своих ролей он отмечает того же збянтэжанага Саўку, Яўмена в «Конскім партрэце», Пилота в «Маленьком принце». Одна из самых ярких работ – роль Никиты во «Власти тьмы». Кстати, когда этот спектакль, поставленный барановичским самодеятельным коллективом, показали в Минске, то у местной публики, в числе которой были и известные столичные актеры, был легкий шок. Столь высокой режиссуры и профессиональной игры от провинциалов не ожидал никто. 

Без фальши

Михаил Васильевич по праву может гордиться тем, что в его время у театра был свой зритель, который следил за творческими успехами коллектива, ходил на все премьеры.

– Помню, совместно с Владимиром Отрадновым мы ставили спектакль по пьесе Владимира Рудова «Пра нешчаслівага селяніна, яго жонку Маланку, жыда Давіда і Чорта, які страціў сэнс існавання», – рассказывает Михаил Стрижов. Постановка шла в камерном зале на 50 человек, где актеры находятся от зрителя буквально в двух метрах. Здесь не спрячешь за расстояние какие-то недоделки, неточность и фальш – зритель в зале все видит и чувствует. И мы справились, заслужили овации.

Сегодняшнее положение народных театров в республике Михаил Васильевич расценивает как упадническое. Нет былых широкомасштабных и зрелищных постановок (его воспитанница и преемница Галина Королева в свое время замахнулась даже на Шекспира и добилась настоящего успеха), нет крепких самодеятельных артистов. 

– А самое обидное, что происходит раскол, – с грустью замечает Михаил Стрижов. – В нашем городе, к примеру, есть несколько человек, которые могли бы поднять театральное движение на новый уровень, дать толчок его развитию. Это могут сделать Владимир Отраднов, Евгений Рекешь. Но этого не происходит. Почему? Потому что каждый из них пытается перетянуть одеяло на себя. Нет, чтобы объединить усилия, так они спорят между собой, кто больше денег на новогодних утренниках заработает. О каком искусстве можно вести речь в таких условиях?

«Я – верю!»

Михаил Стрижов твердо верит в то, что городу нужен свой профессиональный театр. Он уверен, что жители Барановичей готовы к его появлению (возвращению) и не оставят постановки без внимания. Сам он готов занять в нем должность помощника режиссера по литературной части: вычитывать десятки пьес, выбирать те, что подойдут для нашего театра и предлагать их режиссеру. Нет, он не витает в облаках и прекрасно понимает, что для воплощения в жизнь мечты нужно, образно говоря, горы свернуть. 

Говорят, что театр начинается с вешалки. В нашем случае он должен начинаться со здания. Пусть небольшого, со зрительным залом человек на сто, но без этого говорить о профессиональном театре просто немыслимо. Придется подумать и об актерах. Чтобы заполнить вакансии, городу потребуется забрать целиком актерский курс Университета культуры – человек 10. Можно и своих талантливых ребят направлять на учебу заочно. Главное – чтобы было желание возродить театральное искусство на барановичской земле.

– Знаете, какая у меня мечта? – говорит Михаил Васильевич. – Чтобы жители нашего города, неспешно прогуливаясь по улицам, обсуждали театральные премьеры и при встрече со знакомыми говорили: «Вы были на премьере? Как вам актер Иванов в роли такого-то?»

Но жить только мечтами Михаил Васильевич не собирается. Сегодня у него полно замыслов и наработок, которые он готов воплотить в жизнь. Он готов поставить «Зацюканага апостала» и спектакль по пушкинским «Сценам из рыцарских времен» и «Скупому рыцарю». 

– Многие люди считают, что я – пессимист, – говорит Михаил Васильевич. – Но я с этим абсолютно не согласен. Да, я не жду от жизни и судьбы подарков, не надеюсь на то, что все будет хорошо. А когда так случается – получаю двойной подарок. А вообще, скажите, разве может пессимист верить в то, что в Барановичах будет профессиональный театр? А я – верю. 



  • Мы в социальных сетях: