Наверх

Почему “Бархим” работает без убытков

08.05.2015 417 Наш край

Untitled-4Мы уже сообщали читателям, что барановичский производитель бытовой химии – «Бархим» – оказался единственным в городе, кто в первом квартале года не только удержал планку внешней торговли, но и нарастил экспортные поставки. Какие резервы находит коллектив, чтобы удержаться на плаву?

Для начала – несколько цифр статистики. Объем производства превысил 117%, поставки на внешние рынки выросли почти до 150%. Впервые за последние семь лет коллектив «Бархима» вышел на положительное сальдо во внешней торговле и, самое главное, – в этом году сработал без убытков. Прибыль от производства и в январе, и в феврале составила порядка 1 миллиарда рублей.

Отвечая на вопрос журналиста, что дало такие плоды, директор предприятия Евгений Рудой убежден: «Прежде всего новые контракты».

«Бархим» сохраняет традиционный российский рынок, куда отправляется 75% объема внешних поставок. Причем в нынешнем году зона присутствия барановичского производителя на территории нашей восточной соседки расширилась почти вдвое. И это в то время, когда российская цена на данную продукцию выросла от 20% до 45%.

Среди новых потребителей барановичской продукции – Туркменистан, Таджикистан, Кыргызстан, Армения, Монголия. Крупный контракт подписан с Казахстаном. Причем эти страны делают предоплату своих заказов. Вплотную сотрудничать с «Бархимом» пожелали и соседние Донецк, Луганск. Во втором полугодии на «Бархиме» планируют поставлять продукцию потребителям Польши, Словакии. Правда, пробиться на европейский рынок не очень просто. Но начало сотрудничеству с польской стороной барановичский производитель бытовой химии положил в марте прошлого года.

По лицензии поляков на заводе выпустили стиральный порошок для детского белья, изменив его состав в процентном отношении. Называется порошок «Kinders». Продукт в современных симпатичных 500-­граммовых и 3-­килограммовых упаковках рассчитан как для белого, так и для цветного белья, в том числе и в стиральных машинах-­автоматах. Поставки нового порошка идут и на белорусский рынок, и на экспорт.

Потребители высоко оценили достойное качество «бархимовской» новинки: его продажи теперь занимают две трети продаж стиральных моющих средств для детского белья. Буквально за год «Kinders» активно начал вытеснять традиционную продукцию производителя – стиральный порошок «Детский». Хотя вся продукция для стирки детского белья изготавливается на натуральной основе, не содержит химических отбеливателей и удаляет самые сложные загрязнения.

Впрочем, такую характеристику можно дать и всей другой продукции «Бархима». Та хозяйка, которая хоть раз попробовала использовать стиральные порошки, жидкие моющие средства, средства для посуды и чистки сантехники и других нужд, вряд ли в будущем расстанется с этой продукцией.

Стабильное качество барановичского товара находит все больше почитателей. Заказов у «Бархима» много на всю широкую гамму продукции. Цеха предприятия работают с полной загрузкой в две смены, приходится трудиться и все последние субботы. Но сегодня выполнять проблематично даже те заявки, за которые идет предоплата.

Катастрофически не хватает оборотных средств для закупки сырья, упаковки. Как рассказывают специалисты, бывает так: есть сырье, нет упаковки, появилась упаковка, закончилось сырье. При среднемесячном объеме производства в 7 миллиардов рублей «Бархиму» должны за отгруженную продукцию 21 миллиард! Причем полуторамесячный объем составляют просроченные долги. Упорно не рассчитываются с заводом предприятия Министерства торговли, Белкоопсоюза. Впервые за многие годы сотрудничества «Бархим» подает иски в экономические суды на своих дилеров, чтобы взыскать долги.

В такой ситуации производитель идет на непопулярные для нас, потребителей, меры. Чтобы выполнить заявки внешних покупателей, которые предоставляют заводу предоплату, коллектив вынужден сокращать ассортимент – он сузился почти наполовину. Кроме того, от недопоставок страдает внутренний рынок. И это очень чревато для производителя. Почему? Потому что его можно совсем потерять. На данный момент доля барановичских синтетических моющих средств на белорусском потребительском рынке составляет 20%. Тенденция последних лет такова: удельный вес отечественных СМС падает. Об этом говорит статистика. А что значит сегодня «Бархиму» потерять свой рынок? Это значит, лишиться шанса гарантированно продать 80% объема производства.

Дилемма перед коллективом стоит сложная: наращивание экспорта – это получение валюты, за которую производитель закупает практически все сырье. А доля импортного сырья занимает 85%. С другой стороны – во что бы то ни стало надо сохранить внутренний рынок.

Вот почему специалистов предприятия не очень пугают складские запасы продукции. Из 8 миллиардов рублей остатка 1,5 миллиарда ждут своего часа, чтобы полностью укомплектовать поддоны заказчика всем ассортиментом. Дело в том, что в один такой поддон упаковывают до 12­-15 наименований продукции. В вагоне идет, как правило, 20 позиций товара. Половина – готовы, а другую половину еще нужно собрать.

В том, что за остатки тут не беспокоятся (хотя это тоже замороженные денежные средства), я убедилась, когда услышала информацию, что отгрузка продукции идет прямо с цеха, а не со склада.

Коллектив «Бархима» – небольшой, сегодня здесь трудится 243 человека. Об оптимизации численности не говорят. Потому что некоторые службы даже не укомплектованы. Пока невысок и заработок – в первом квартале в среднем он составил 4,5 миллиона рублей.

Работать есть над чем. И работать упорно.

Светлана ГИЛЬ.



  • Мы в социальных сетях: