Аутизм многие родители воспринимают как своеобразный приговор. Исследования этой болезни ведутся уже очень давно, и тем не менее детский аутизм остается наиболее загадочным психическим заболеванием.
Аутизм – расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Все указанные признаки начинают проявляться в возрасте до трёх лет. Схожие состояния, при которых отмечаются более мягкие признаки и симптомы, относят к расстройствам аутистического спектра.
Наиболее ярко синдром аутизма проявляется в детском возрасте, что ведет к изоляции малыша от родных людей и общества. Диагноз этот наиболее часто ставят детям в возрасте 3‒5 лет, и называют его РДА (ранний детский аутизм), или синдром Каннера. В подростковом возрасте и у взрослых болезнь обнаруживается редко.
По-разному выражается аутизм у взрослых. Характерные симптомы проявляются в мимике, жестах, эмоциях, громкости речи и др. Есть мнение, что разновидности аутизма имеют как генетический, так и приобретенный характер.
Существует множество мифов вокруг этого диагноза.
1. Родители не могут вызвать у ребенка аутизм. Он является неврологическим состоянием, а не психологическим. Если бы плохое воспитание могло вызвать аутизм, то в мире было бы гораздо больше аутистов.
2. Иногда люди знают одного или нескольких аутичных людей и поэтому считают, что их особенности распространяются на всех. Но это не так. Аутисты обладают такой же индивидуальностью, как и любые другие люди.
3. Также неверно предположение о том, что аутисты не могут поддерживать отношения с окружающими. Даже при очень тяжелом аутизме люди могут формировать и демонстрировать привязанность и беспокоиться о чувствах близких.
В нашем городе этому заболеванию уделяют достаточно внимания. Проходят разные своего рода тренинги, акции и курсы. Также очень важно, что в Барановичах есть университет, который готовит кадры для инклюзивной школы. Сектор научно-методических ресурсов инклюзивного образования создавался в 2013 году в Барановичском университете для подготовки будущих педагогов к работе с детьми с разными особенностями развития, разными образовательными потребностями.
По инициативе и при активном участии родителей в Минске работают шесть интегрированных классов для детей с аутизмом, создается первая в стране инклюзивная школа для таких учеников.
Организуются образовательные семинары под общим названием «Давайте учиться инклюзии вместе» для педагогов, психологов и тьюторов, которые сопровождают наших детей в учреждениях образования. Для продвижения идеи инклюзии детей с аутизмом в школу созданы интернет-ресурсы.
Главное – понять, что аутизм не приговор. В таких детях нужно видеть творческий и интеллектуальный потенциал и помогать им его развивать.
Оксана Полюшкина, врач-невролог городской поликлиники № 4.