Для людей, которые выбрали своей судьбой работу на станции «скорой», нет ни выходных, ни праздников. Есть смена, которая вполне может выпасть на Новый год, и тогда его придется встречать не в кругу близких, а… Где? Заранее сотрудникам экстренной службы никто не скажет.
Вот и на 70-летие барановичской станции скорой и неотложной помощи весь ее коллектив не соберешь: кто-то должен оставаться на посту… Журналист «Нашего края» решил «изнутри» познакомиться с буднями службы 103 и провел несколько часов с ее работниками.
Несекретарская должность – диспетчер
Мое знакомство с «кухней» экстренной службы началось с маленького кабинетика, большую часть которого занимает письменный стол.
– Бернат Николай Сергеевич, – отрекомендовался хозяин кабинета, интеллигентного вида мужчина с бородой, придающей ему добродушный вид, – руководитель смены.
– Руководитель смены – словно начальник штаба: он в курсе всего: какие вызовы поступают на станцию, какие медикаменты остались в запасе, – вводит меня в курс дела Галина Ковальчук, заместитель заведующего станцией скорой и неотложной медицинской помощи.
В ненамного большем помещении, отделенном тонкой перегородкой, за телефонами и мониторами дежурят диспетчеры. Именно с ними вы разговариваете, позвонив на 103.
– Один на приеме, второй на передаче, третий на подхвате, – так кратко Галина Федоровна очертила круг задач диспетчеров.
Сейчас обеденное время – звонки поступают, но не так интенсивно, как вечером: тогда, говорят диспетчеры, только успевай поднимать трубку. Один-два вызова в минуту – норма. Часы пик у скорой – после шести вечера и трех утра.
Смена у работников станции – 12 часов, с восьми утра до восьми вечера. Пересменки у диспетчеров нет: пришел «свежий» человек – и тут же садится в кресло. Когда случается запарка, руководитель смены не считает зазорным лично приготовить девчатам чаек, угостить яблочком.
– А помните, когда здесь рядом, на перекрестке, произошла авария, Николай Сергеевич схватил чемоданчик и побежал?
Такой он, руководитель смены. Светлана Ковш и Нина Мороз на скорой отработали несколько десятков лет, причем в диспетчеры они пришли не сразу, до этого долгое время сами спешили на помощь в составе бригад. Опыт накопили такой, что уже по телефону способны поставить предварительный диагноз.
Учится у них Снежана Каркоцкая, несколько месяцев назад попавшая на барановичскую станцию скорой по распределению. Здесь же фельдшером проходила она практику, но пока вакансии такой нет.
– Девчонка пойдет вперед, – уверены старшие коллеги. – Нам с ней легко.
Работа диспетчера тоже непростая, несравнима с секретарской, так что послужит для Снежаны хорошей подготовкой. Диспетчер должен знать… даже географию.
– Однажды мне звонят из деревни Ятвезь. Есть такая в Барановичском районе. А есть еще и в Кореличском, – говорит Светлана Ковш. – Поэтому уточняю. Точно, звонят кореличские жители, а это вне зоны обслуживания нашей станции.
Люди, которые обращаются на 103, волнуются, плачут и даже ругаются. Успокоить их, выяснить, в чем дело, тоже надо уметь. А главное – именно диспетчер должен спокойно проанализировать и оперативно решить, на какой адрес машина с маячком помчится в первую очередь.
Так просто набрать 103…
– Все вызовы у нас разделяются на экстренные (их диспетчер обязан передать в течение 4 минут), срочные (о них нужно сообщить максимум через 15 минут) и неотложные (норма для диспетчера – час, может вообще перенаправлять пациента в поликлинику, хотя такого практически не бывает). Но ведь до больного нужно еще доехать. На дорогу по городу бригаде дается 15 минут, по району – 30 минут, – объясняет арифметику скорой Галина Ковальчук.
К сожалению, отмечает собеседница, много людей обращается в экстренную службу не по адресу. Только что Светлана Ковш разговаривала с женщиной, страдающей депрессией: ей нужно просто выговориться. Диспетчер может взять на себя роль психотерапевта, но тогда на 103 не дозвонятся люди, действительно нуждающиеся в экстренной помощи, и поэтому Светлана Ковш решает переключить вызов на руководителя смены: он даст страдающей депрессией консультацию.
К сожалению, есть и более яркие примеры немотивированных вызовов.
– Недавно звонила женщина с возмущением: сосед сутками сверлит стены. Изливает она злость, а я спрашиваю: «Чем мы можем вам помочь?» Мне в ответ: «Слушайте, я еще не всё сказала». Слушаю, она продолжает возмущаться, бросить трубку не имеем права: а вдруг помощь всё-таки нужна? – рассказывает случай из практики Светлана Ковш. – «Так помощь скорой вам нужна или нет?» – спрашиваю, когда поток поиссяк. – «Нет!»
Когда вы звоните на скорую, на мониторе тут же определяется ваш номер, программа выдает по нему и ваш адрес. Если во время разговора звонит кто-то еще, диспетчер, благодаря компьютеру, об этом также знает.
Выезжаем на помощь
Уже в диспетчерской получил представление о «кухне» службы особого назначения. И всё же попросился проехаться вместе с бригадой на вызов. С врачом-педиатром Натальей Козловой и фельдшером Ириной Герасимович спешим на помощь. Вызов не чрезвычайный: у 18-летней учащейся одного из городских колледжей несколько дней подряд держится температура. Соседки по комнате в общежитии забеспокоились, вызвали скорую.
По дороге Ирина Герасимович, с которой еду в салоне «Газели», рассказывает, что в последнее время нередки случаи, когда родители забывают в доступном месте всевозможные «фэйри», моющие средства и другую бытовую химию, а малые дети со всем этим экспериментируют. Последствия бывают самые нехорошие, поэтому если у вас дома есть малыш, возьмите информацию на заметку.
Поднимаемся на нужный этаж.
Наталья Козлова начинает осматривать пациентку, по ходу выясняет, что родители девушки не в курсе. Измеряет давление – высокое, температуру – тоже повышена.
– Общежитие считается общественным местом, поэтому оставить тебя здесь мы не можем, – объясняет Наталья Григорьевна. – Поедем в больницу, позвони маме, предупреди, что она сможет забрать тебя оттуда.
Пациентка звонит, сбивчиво начинает объяснять. Врач заботливо берет у нее трубку, разговаривает с мамой сама.
– На какие вызовы вам приходилось сегодня выезжать? – интересуюсь у врача, когда дело сделано и мы стоим на крыльце детской городской больницы.
– Один случай аллергии у девятимесячного малыша, уже у трех ребят сегодня зафиксировали повышенное артериальное давление, – говорит Наталья Козлова.
На сегодня у ее бригады это пятый вызов. За смену обычно бывает восемь-девять. Но цифры далеко не всегда хороший показатель. А что, если в деревню надо будет ехать? Тогда бригада может всего три вызова обслужить, поясняет примером Наталья Козлова.
– Работа у нас тяжелая: экстримы, ДТП, – разговорившись, признается собеседница. – Обидно бывает, когда люди нас не понимают, думают, что это их никогда не коснется. А касается – еще как.
Хотя и тяжелая работа у врача, но, видно, любит ее Наталья Козлова. Иначе не проработала бы она в профессии три десятка лет, да и сын не пошел бы по ее стопам.
Этого «опыта работы» на скорой мне показалось мало. Прошу Николая Берната «прикомандировать» меня к еще одной бригаде. Сажусь в местный «раритет»: таких УАЗиков на скорой осталось всего три. На смену им пришли «Ситроены», «Газели».
– Как вам машина? – завязываю диалог с водителем, когда прибыли на место.
– На УАЗе ездить неплохо: машина простая, проходимая. В городских условиях она, конечно, комфорта не создает, зато зимой доберется до любого занесенного снегом хутора.
Легко «приручил» УАЗик, ловко лавирует на нем в городском потоке машин и снисходительно относится к «чайникам», которые то стушуются и не уступят дорогу, то во дворе дорогу к подъезду перегородят, Георгий Василевич благодаря ценному для экстренной службы опыту. 25 лет он отработал водителем в МЧС.
Тем временем врач и медсестра возвращаются с пациенткой, которой после таблетки немного полегчало, берем курс на больницу.
В приемном отделении врач скорой Евгений Алешкевич просматривает кардиограмму, делает оптимистичное заключение.
– Что с женщиной? – интересуюсь судьбой пациентки.
– Давление повысилось. Здесь больную дополнительно осмотрит врач, скорее всего, отпустит ее домой. По симптомам ничего серьезного нет – это на наш взгляд. Для пациента, конечно же, всё серьезно: так просто за помощью человек не обращается.
В машине по рации Евгений Алешкевич выходит на связь с «центром»:
– «Усадьба»? Четвертая бригада свободна.
Станция откликается на «пароль» и дает новое задание: на улице Красноармейской помощи ждет 81-летняя пациентка, ее беспокоят сильные боли в груди.
– Сколько еще обычно объезжаете точек, прежде чем возвращаетесь на базу? – спрашиваю у фельдшера Юлии Бобровой.
– Обычно три. Но бывает по-разному: вдруг на выезде понадобится пополнить запас лекарств или больной машину испачкает…
– Спасибо, что быстро приехали! – встречает бригаду родственник пациентки.
Евгений Алешкевич, внимательно осмотрев пациентку, то и дело, стонущую от боли, обнадеживает:
– Это не сердце виновато. Скорее всего, вас просквозило.
А Юлия Боброва, чтобы облегчить боль, делает укол.
Случаи бывают разные
– Ну, какие впечатления? – встречает меня с улыбкой заведующий станцией скорой и неотложной медицинской помощи Рауф
Гасанов. – Это еще ничего. Вот если бы вечером с нами подежурили…
И я понимаю, что мое «дежурство» на скорой выдалось по-детски легким. От диспетчеров знаю, что ближе к ночи проснутся те, кто весь день «наяривал» крепкие напитки, станет им «бо-бо» от непомерно употреб-
ленного – и вспомнят про скорую.
Бывалая Светлана Ковш рассказала два случая из своей богатой практики. Не расскажу я их – и сложится у читателя впечатление, будто врач скорой – обычный доктор, только с автомобилем.
Один раз, приехав на вызов, увидела врач новорожденного младенца, который лежал личиком в крови после внезапных родов.
– Беру его на руки – а личико у него уже синее.
Сама чуть живая от переживаний, Светлана Васильевна вступила в схватку со смертью. И всё-таки победила.
– Смотрю: малыш вначале побледнел, потом порозовел, хлопнула его по попке – он давай кричать!
Но радоваться рано: рядом истекает кровью мама малыша – давай, спасай!
Хорошо помнит Светлана Ковш и другой случай из практики.
– Закрыл меня зэк в своем доме на улице Павлова и командует: «Давай, гони дозу по вене!»
У врача, фельдшера нет выбора, кого спасать: младенца или уголовника, наркомана. Они никогда не скажут: «Не поедем».
– Хороший сегодня день! – Евгений Алешкевич радуется не столько солнечной погоде, редкой в осенние дни, сколько тому, что за день не пришлось столкнуться с тяжелыми случаями. Пока не пришлось – это моя «смена» окончилась. У станции скорой она продолжается. И так 24 часа в сутки, 365 дней в году.
Напоследок я предложил руководству станции назвать лучших работников.
– Они у меня все лучшие! Самые душевные, самые умные, самые хорошие. Не стану называть конкретные фамилии, чтобы не обидеть остальных! – ответил Рауф Гасанов. Он, как и его заместитель, тоже выезжают на вызовы, видят работу рядовых не из кабинета.
– Тогда нарисуйте коллективный портрет!
– Те, кто остается на скорой, по душевным качествам подходят для работы на этой передовой линии медицины. Это люди, в которых очень развито сочувствие к боли другого человека. Выдержать бессонные ночи, бесконечные крики больных, выезды в жару и холод могут только люди, которые безгранично преданны своему делу и его любят, – так говорит о своих коллегах Галина Ковальчук. – «Чего ж вы до сих пор отсюда не ушли?» – спрашивают у нас порой. И мы начинаем задумываться: а действительно, почему? Есть места и поуютнее, и с большей зарплатой… Потому, наверное, ответят все наши работники, как один, что прикипел душой – и остался.
Историческая справка
Сохранилось штатное расписание станции скорой помощи в Барановичах 1944 года. История скорой в городе начиналась с коллектива, в состав которого входили заведующий-врач, четыре врача, столько же фельдшеров, завхоз, счетовод, четыре санитарки, пятеро шоферов, кучер-конюх.
«В документах архивного фонда Барановичского облисполкома в протоколах заседаний и решениях облисполкома за 1939–1941 гг. сведений об организации станции скорой помощи не имеется», – сказано в справке зонального государственного архива.
Полезно знать
Что делать, если вам нужна срочная помощь, а в трубке вы слышите только автоответчик и ждать, когда диспетчер завершит разговор, нет времени? Звоните тогда на 101 или 102 – о беде МЧС и милиция сообщат в скорую по прямой связи.
Все знают номер скорой – 103. Однако есть у станции и обычные телефонные номера:
42-23-23 – приемная,
42-42-80 – справочный номер.
Их тоже полезно знать. Если в случае форс-мажора по короткому номеру дозвониться не получится, обращайтесь по этим номерам – вам помогут.