Ну что с нами поделаешь, любим мы с вами сказки! И одна из самых любимых, в которую часто верят взрослые, что малые, – «Хорошо там, где нас нет». На самом деле там, где нас нет, не хорошо и не плохо, а просто по-другому. Что-то лучше, что-то хуже. Не нужно стремиться быть похожим на кого-то, нужно заимствовать всё лучшее, сохраняя и приумножая своё. Это понимает главный врач центральной поликлиники Александр СТЕЦКО, который путешествует по миру, чтобы привнести самое современное и разумное в барановичское здравоохранение. Страна последней его загранкомандировки – Австрия. Как там, у них, и что из австрийского опыта вы хотели бы применить в белорусской медицине? Об этом мы попросили рассказать Александра Николаевича.
Система здравоохранения в Австрии основывается на принципах страховой медицины. Это означает, что каждый житель страны с 18 лет делает отчисления в фонд социального страхования, помимо подоходного налога, платит за медицинскую страховку. Вторая важная особенность – амбулаторно-поликлиническую помощь там оказывает врач общей практики – семейный доктор. Он и окулист, и невролог, и педиатр… К узким специалистам житель Австрии попадает только по направлению врача общей практики. Причем ждать ему приходится до трех месяцев. У нас, для сравнения, попасть на прием к узкому специалисту можно в среднем через две недели.
Врач общей практики постепенно входит в повседневную жизнь Барановичского района, занимая вакансии в сельских амбулаториях. Надо ли говорить, как это удобно для сельчан? В перспективе семейный доктор будет принимать и горожан. Но место привычного для нас терапевта он займет еще нескоро.
Естественно, есть в Австрии и скорая помощь, и стационарная. А вот поликлиник нет – их заменяет семейный врач. Узкие специалисты ведут прием при больницах. Если человек травмировал глаз – он немедленно обращается в стационар. Но не загружает узких специалистов без нужды, не создает очереди. Заболел, у тебя температура – семейный врач примет без вопросов. В противном случае, тоже придется ждать – от месяца до двух…
Хорошая практика, которую неплохо бы перенять белорусскому здравоохранению, – возможность взять до трех свободных от работы дней на время болезни без необходимости получения листка временной нетрудоспособности. Допустим, вы простудились – конечно же, каждый знает, как лечиться, но всё равно должен идти в поликлинику и задавать вопрос: «Кто последний?» Или же, чихая, со слезящимися глазами идти на работу, распространяя инфекцию.
Стоимость лекарства в аптеках Австрии зависит от того, покупаешь его ты сам или же по рецепту врача. Если по рецепту – обходится дешевле. Перечень препаратов, отпускающихся без рецепта, крайне ограничен. Во всяком случае, антибиотики там без рецепта купить нельзя. У нас с недавних пор – тоже.
У них ограничено количество посещений на дому, и занимается патронажем средний персонал, а не врач, как у нас. Постепенно к тому же приходим и мы. В последнее время в Беларуси готовят помощников врача. В нашем регионе уже работает десятка два таких специалистов. Обязанности помощника шире, чем у фельдшера, но уже, чем у врача. Если у вас гипертония и вы принимаете одни и те же лекарства, зачем каждый раз обращаться к врачу? Выпишет рецепт его помощник, разгрузив тем самым профессионала. Тому, кто мучается из-за боли, не придется ждать помощи понапрасну.
Несмотря на то, что австриец добросовестно отчисляет деньги на медицинское страхование, если он попадает в больницу, то вынужден снова открывать кошелек. Платит примерно 9 евро за каждый день пребывания в стационаре – за так называемые гостиничные услуги: белье, тепло, питание. Хотя само лечение бесплатно.
Количество коек на тысячу жителей в Австрии раза в два меньше, чем у нас. А всё потому, что средние сроки пребывания в стационаре там короче – 4–5 дней (у нас 10–11).
Больница в Штоккерау обслуживает 40 тысяч жителей города. В ней четыре отделения, в том числе хирургия на три десятка коек, в которой работает 7 врачей. По нашим нормам на такое же отделение предусмотрено два хирурга. Однако нагрузка у австрийских специалистов иная. За счет небольших сроков лечения оборот пациентов больше, хирурги работают более интенсивно. Кроме того, врачи хирургического отделения ведут и амбулаторный прием. В этом отделении выделены койки краткосрочного пребывания – от одного до трех дней – и пребывания в пределах недели.
По такому же принципу в декабре прошлого года были созданы койки краткосрочного пребывания на базе гинекологического и хирургического отделений городской больницы № 2. После того как больного прооперировали, он не ждет, пока снимут швы, а через три- четыре дня выписывается из больницы. Но врачи не оставляют его без внимания: пациент наблюдается на дому. Мы в этом отношении в области первопроходцы, а примером для нас послужил опыт 10-й клинической больницы Минска. Не люблю в больнице подолгу лежать: как бы там ни было хорошо, дома всё равно лучше. Думаю, так размышляет и большинство жителей нашего края.
Есть ли где-то образец идеальной системы здравоохранения, которая устраивала бы абсолютно всех? Такой, по-моему, не существует. В Австрии – страховая медицина. В Норвегии, Швеции, Англии система построена по-другому. По их пути пошла Латвия: медицина финансируется за счет бюджета, но за каждое посещение нужно платить 2 евро. Только за прием! Не платишь страховки, но за день пребывания в стационаре выкладываешь 17 евро.
Когда я интересовался мнением пациентов в Австрии, Швеции, Польше, ни один не сказал мне, что полностью доволен медициной, что всё в ней великолепно. Нет такого нигде. Как нет предела совершенству. Что-то лучшее мы, белорусские врачи, взяли от советской медицины, что-то – от моделей западных государств, что-то разработали сами…