Понятие «паллиатив» еще три года назад внесено в закон о здравоохранении как один из видов медицинской помощи. И сейчас эту систему в Республике Беларусь можно описать совсем в иных цифрах: более 320 специализированных коек, 15 отделений, 10 амбулаторных кабинетов, 10 выездных служб. Все они стоят на одном из самых гуманных в мире принципов – «точно так же, как на достойную жизнь, человек имеет право и на достойную смерть – без физических мук и психологических страданий».
Паллиативная помощь в Барановичском районе осуществляется в Новомышском хосписе и в больнице сестринского ухода в д. Вольно.
Необходимость в паллиативной помощи возникает при неизлечимых заболеваниях, когда пациенту медицина уже не может принципиально помочь, зато способна избавить от страданий. Красноречив девиз больницы паллиативного ухода: «Иногда мы не можем добавить времени к ограниченной жизни, но мы можем добавить жизни к ограниченному времени». То есть в первую очередь здесь борются с тяжкими симптомами – болью, одышкой, проблемами с желудочно-кишечным трактом – тошнотой, рвотой… Плюс оказывается психологическая и духовная помощь, по возможности – социальная. Параллельно медики работают и с ближним кругом пациента, стараясь донести главное: смерть – естественный процесс. Ее не надо ни отдалять, ни приближать. Отпустите человека, дав ему возможность уйти без мук. Каждый, кто родился, когда-нибудь умрет – увы, это неизбежность.
В хосписах Беларуси около 90% подопечных – онкологические больные на терминальных стадиях. Тем не менее, есть пациенты и с другими серьезными хроническими заболеваниями: почечной недостаточностью, когда ни трансплантация, ни гемодиализ невозможны, с тяжелым сахарным диабетом (при гангрене), с хроническими обструктивными болезнями легких, когда уже трудно дышать, и с другими тяжелыми хроническими патологиями.
Норматив Европейской ассоциации паллиативной помощи – 50 коек на 1 млн. взрослого населения. В Минске показатель составляет 41,3. И эксперты считают, что этого вполне достаточно. Ведь в Европе несколько другой менталитет, а у нас принято до последнего самим досматривать близких. Хорошо это или плохо? Все зависит от человека и ситуации. Кому-то лучше дома, кому-то – в хосписе. Но если родственники обучены уходу, а специалисты помогают, курируя больного на дому, то зачем лишать права человека уйти в мир иной в родных стенах? К счастью, уже есть все возможности купировать боль, все препараты, в том числе таблетированные, пролонгированного действия, которые достаточно принять раз или два в сутки.
Иногда возникает вопрос: можно ли попасть в хоспис на платной основе? Ответ однозначный – нет. Но и прийти с улицы туда нельзя.
Путь только один и для всех одинаков: у пациента должно быть медицинское заключение, направление поликлиники, стационара или онкодиспансера, то есть вопрос следует решать с лечащим врачом. А вот больница сестринского ухода работает как раз на платной основе. В ней семья может оставить больного на время ремонта и при других форс-мажорных ситуациях родственника. Порой – и несколько раз за год. Стоимость услуги – 80% от размера получаемой пенсии в месяц. Но здесь речь именно об уходе, поддерживающем лечении. Хотя тоже требуется направление поликлиники или стационара. Такой формат работы очень востребован.
Лариса Синицина, врач патронажной службы паллиативной помощи УЗ «Барановичская центральная поликлиника».