И драчуны, и начальники уважают одного из опытнейших барановичских травматологов.
– Здравствуйте, вы Владимир Яковлевич?
– Не знаю, у меня на «шильде» не написано, – улыбается мне в ответ высокий подтянутый мужчина в белом халате, а в глазах – искорки-смешинки.
Владимиру Воликову не нужен бейдж с именем-фамилией – его и так все в городской больнице знают. Больше полувека трудится он здесь. Долгое время работал в травматологическом отделении, сейчас посменно (с 8.00 до 20.00 и с 20.00 до 8.00) дежурит в травмопункте.
Да и не только в больнице Владимир Яковлевич известен. Выйдет он на улицы города – навстречу пациенты, здороваются. Благодарной улыбкой встречают его и хулиганы, и большие начальники – от травм не застрахован никто. С теплотой в сердце вспоминают о нем далеко за пределами города и даже страны: врачу Владимиру Воликову приходилось лечить американцев, новозеландца, австралийцев, поляков, чехов, словаков.
– Наши косметологи восхищались вашей работой! – как-то по телефону передала привет бывшая пациентка – супруга дипломата одной страны. Автомобиль семейной четы на нашей трассе попал в аварию, и Владимиру Яковлевичу пришлось не просто оказывать помощь – защищать честь белорусской медицины.
Американка, оказавшаяся в больнице с переломом бедра, следуя каким-то своим стереотипам, свысока посматривала на доктора. А когда Владимир Воликов вдруг заговорил с ней по-английски – тут не до предубеждений ей стало: удивлению не было предела.
Первую операцию Владимиру Яковлевичу доверили провести после третьего курса медуниверситета. По окончании учебного заведения он имел рекомендацию на хирургическую и акушерско-гинекологическую службу. Первый раз о нем написала газета «Советская Белоруссия». «Спаситель трех жизней» – называлась публикация. Ситуация, описанная в ней, интересна тем, что молодой доктор Воликов спас три жизни сразу: мамы и двойняшек, которые появились на свет благодаря оказанной вовремя экстренной помощи.
Сколько подобных экстремальных случаев было в его практике?
– Да хотя бы по одному в год – посчитайте, сколько выходит!
Вот еще один пример. Женщина попала под автобус. Пришлось пересаживать ей кожу на всей конечности, с чем врач блестяще справился. Люди в белых халатах такие же, как все остальные – приходилось лечить и коллег. Одному молодому человеку Владимир Воликов пришивал палец, и, видно, «швец» он хороший: больной спустя годы после травмы сам стал медиком, больше того скажем – хирургом. Случай этот памятен и тем, что ранее Владимиру Яковлевичу довелось оказывать помощь отцу пациента, когда тот сам еще был парнем.
Не раз Владимиру Воликову приходилось вытягивать больного с того света. Клиническая смерть, а также состояние на грани, когда кровотечение настолько сильно, что человека можно потерять за несколько минут – всё это обстоятельства, в которых приходится выполнять свои прямые служебные обязанности.
– 51 год как по лезвию бритвы хожу, – говорит опытный врач об ответственности. – И не порезался: везунчик я, да не только поэтому – всегда внимателен и осмотрителен.
Работа здесь трудная, напряженная. Только за прошлый год барановичский травмопункт обслужил 17,5 тысячи больных. Молодые врачи не выдерживают такой интенсивной нагрузки, уходят. А он, Владимир Воликов, на веку которого сменилось шесть главврачей, остается:
– Из первых барановичских травматологов я здесь один остался, будто корнями прирос.
В этом месяце Владимир Яковлевич отпраздновал юбилей – 75 лет. Профессионала к такой красивой дате наградили Почетной грамотой управления здравоохранения облисполкома.
– Свою 15-летнюю программу я выполнил, – это он шутит о работе на пенсии.
Но коллеги не хотят отпускать.
– Вырастил достойных учеников. Я уважал их, когда они были молодыми, а теперь мои воспитанники уважают меня.
Ни перед кем не кланялся, не склонялся Владимир Воликов, а за столько лет, говорит, на него никто и голоса не повысил. Хотя у брата-медика тоже случаются горячие споры (а у кого их не бывает?).
– Умный в споре всегда уступит. А другой пусть мучается, что с ним не стали спорить, – остроумно замечает Владимир Яковлевич.
Откуда столько бодрости у Владимира Яковлевича? Он, выросший в послевоенную пору (отец погиб на фронте в 1945-м), привык трудиться. Раньше помогал коллегам в хирургии, урологии. Да и теперь мало того, что легко справляется с тяжелым возком работы – после смены едет за здоровьем в Березовку, на дачу. Там, с улыбкой говорит, построил для себя «оздоровительный центр».
– Жизнь прожита не зря, красиво, – оглядывается на пройденный путь врач Владимир Воликов. – И, главное, на совести ни пятнышка.