Бабушка Аня широко распахнула дверь в комнату. В уголке сидел ее трехлетний внук Никитка и пассивно смотрел в одну точку. Он даже не обратил внимания на бабушку, проявив полнейшее безразличие. Никитка – аутист. Он живет в своем мире, в который не пускает даже самых близких людей. С его бабушкой я познакомилась на автобусной остановке. Она рассказала мне о семейной беде. Детский аутизм – действительно беда. В научно-популярной литературе детей, страдающих аутизмом, так называемым уходом в себя, порой сравнивают с Маленьким принцем, героем известного литературного произведения Антуана де Сент-Экзюпери. Однако реальность далеко не так поэтична. Аутизм – это тяжелое нарушение эмоционального и психического развития, которое проявляется прежде всего в нарушении его контакта с внешним миром. Выражается аутизм в недостаточном или полном отсутствии стремления к контакту с окружающими, интеллектуальном недоразвитии, слабости эмоциональных реакций к близким людям.
Как ни печально, психиатры констатируют увеличение в Беларуси числа детей, страдающих аутизмом. Болезнь тяжелая и, как считают многие, неизлечимая. Но это не так.
Если выявить аутизм, когда ребенку не больше двух лет, его поведение и психофизическое развитие ещё можно скорректировать. Головной мозг младенцев очень податлив. Однако диагноз «аутизм» у детей в основном ставят в 3–4 года, когда процесс почти необратим. Между тем заметить признаки аутизма у малыша под силу любой наблюдательной маме.
Проверяем развитие ребенка
Тест на аутизм1. Ребенок не фиксирует взгляд на матери или другом взрослом, не выделяет мать среди близких. Но фиксирует взгляд на ярких предметах, картине на стене. Он вообще не смотрит в глаза, если смотрит – случайно и недолго. Это выявляется в 6 месяцев или даже раньше.
2. Ребенок на руках матери не принимает комфортной позы, он или напряжен, или «растекается», как жидкость. Часто отказывается от материнского молока.
3. Ребенок реагирует не на само действие – игру с ним, разговор, а на внешние его признаки – громкость, яркость. Например, если мама громко смеется, он не радуется, а пугается.
4. Двигательное поведение ненормально – или постоянно заторможен, безразличен, или слишком возбужден, вертится, дергается. Позже – не стремится подражать взрослому, не машет ручкой в ответ.
5. Нарушена привязанность к матери – или гиперпривязанность, не может без нее ни минуты, или полное безразличие к ее присутствию.
6. При умении сидеть и ходить – появление монотонных движений (раскачивание, вращение ручек и т. п.).
7. Игра в одиночку и не с игрушками, а предметами – ботинком, тарелкой.
В раннем возрасте отклонения не достигают еще того уровня, чтобы принять характер фатальных. С зародившимся аутизмом у детей можно и нужно бороться, искать грамотного специалиста, любую помощь. Обязательно нужно развивать способности ребенка – чем раньше, тем лучше.
Известны случаи, когда аутисты смогли интегрироваться в обычный мир, создать семью и сделать карьеру. Как, например, известный шведский психолог Ирис Юханссон. Из аутичного мира ее в свое время вытащил отец, простой фермер, который решил, что с его дочкой что-то не так, когда Ирис было три месяца от роду. Девочку тогда ужалила в нос пчела, а она не издала ни звука…