Туман – одна из наиболее серьезных опасностей для водителей автомобилей. Он значительно ограничивает видимость вокруг машины, из-за чего неумолимо растет количество встречных столкновений, наездов на пешеходов и других дорожно-транспортных происшествий.
НЕ ВЕРЬ ГЛАЗАМ СВОИМ
В густом тумане все предметы теряют свои очертания, что не позволяет точно оценить их размер. Сбивается и глазомер, позволяющий оценивать расстояние до того или иного объекта.
– В тумане человеческий глаз теряет способность точно рассчитывать расстояние до препятствий, возникающих на дороге, – объясняет старший госавтоинспектор ОГАИ Барановичского РОВД Андрей Переход. – Из-за этого все предметы воспринимаются расположенными намного дальше, чем на самом деле. Не случайно две трети всех аварий, произошедших во время тумана, приходится на попутные столкновения: водитель не может правильно оценить расстояние до впереди движущегося автомобиля.
И это не единственная опасность, подстерегающая автомобилистов. За городом во время тумана многократно увеличивается опасность столкновения машины и пешехода. А все потому, что в условиях плохой видимости (и плохой погоды, как правило сопровождающей туман) люди предпочитают идти по краю проезжей части, а не по грязной обочине. При этом даже фликер или светоотражающие элементы никак не помогают водителю увидеть человека на дороге.
– Надо отметить, что в тумане искажаются цвета и оттенки, а некоторые цвета становятся практически невидимыми для человеческого глаза, – подчеркивает Андрей Переход. – Именно поэтому пешеход в светлой одежде просто незаметен для водителя. Так что если для движения в темное время суток предпочтение следует отдавать светлой одежде, то при необходимости идти по дороге в условиях тумана одевать нужно темную одежду.
Однако лучше вовсе не выходить на дорогу, если ее практически не видно или видимость ограничивается десятком метров.
Опасен туман и для велосипедистов, поэтому им лучше оставить дома свои велосипеды и добираться до места назначения на общественном транспорте.
ЗАДЕЙСТВУЕМ УШИ
Если глаза в тумане служат нам плохо, то слух, наоборот, обостряется. Причин этому несколько. С точки зрения психологии при ограничении возможности использовать один из органов чувств тут же обостряются другие (замечали, что в темноте вы слышите каждый шорох и шепот?).
Есть и физическое объяснение: в условиях повышенной влажности звук передается значительно лучше.
– Пешеходы могут издали услышать приближающийся автомобиль и сойти с дороги, – говорит Андрей Переход. – Разумеется, двигаться вдоль дороги в наушниках категорически нельзя: даже в условиях хорошей видимости они снижают концентрацию внимания, отгораживая пешехода от реального мира, в туман же они вовсе изолируют человека, что может привести к трагедии.
Задействовать уши должны и водители. Если приходится ехать в сильный туман, можно опустить стекло со стороны водительской двери: это даст возможность слышать, что происходит на дороге. Разумеется, при этом должно быть выключено радио. Недопустимы и разговоры с пассажирами: водителю нужна полная концентрация на дороге.
ГЛАВНОЕ – СКОРОСТЬ
Свести опасности вождения в условиях тумана к минимуму водителям можно лишь одним способом – правильно выбрать скорость движения. Она может составлять 40, 20 и даже 5 километров в час.
– Скорость должна быть такой, чтобы тормозной путь не превышал расстояния видимости, – подчеркивает Андрей Переход. – При этом ни на секунду нельзя отвлекаться и отводить взгляд от дороги. Только повышенное внимание позволит избежать внезапности и в случае необходимости безопасно остановить свой автомобиль.
При расчете скорости движения опытные водители советуют использовать такое правило: скорость должна быть вдвое меньше расстояния видимости. К примеру, если видимость составляет 50 метров, то скорость движения не должна превышать 25 километров в час.
Если же туман слишком густой и видимость составляет не больше пяти метров, то автомобиль лучше вовсе остановить и переждать, пока туман немного рассеется.
При движении в условиях тумана желательно избегать перестроений, связанных с выездом на встречную полосу.
– Ориентируя свою машину на проезжей части, лучше принимать во внимание не белую осевую линию, а правую обочину, которая лучше контрастирует с кромкой мокрого асфальта, – рекомендует Андрей Переход.
Советы от Госавтоинспекции
Как вести машину, когда в молочно-белой смеси едва виден край ее капота? Неужели нельзя уберечься от чужих ошибок при езде в тумане?
Можно, если соблюдать следующие рекомендации:
Ирина СОСНИНА.