Что может быть неприятнее, чем в один миг лишиться всех своих сбережений? Тем более, когда понимаешь, что в случившемся виноват сам. А именно так происходит, когда злоумышленники воруют наши кошельки, сумочки и припрятанные «заначки».
Какие кражи чаще всего случаются в нашем городе, как действуют преступники и есть ли способ предупредить такие преступления, «Нашему краю» рассказал начальник оперативно-дежурной службы Барановичского ГОВД Виталий Хвесько.
Воруют меньше
За 11 месяцев этого года в городе произошло 523 кражи. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года этих преступлений стало почти на 100 меньше (было 607 фактов). Уменьшилось количество краж мобильных телефонов, а также карманных краж.
– Сегодня мобильные телефоны воруют значительно реже, – говорит Виталий Хвесько. – Дело в том, что благодаря большой профилактической работе практически исчез рынок сбыта ворованных мобильников. То есть продать кому-то такой телефон нереально, поэтому и воровать их стало невыгодно. Конечно, это не значит, что мобильники перестали привлекать злоумышленников, однако в этом году подобных происшествий зафиксировано значительно меньше, чем в прошлом.
На 25 фактов уменьшилось и количество карманных краж. Здесь причин несколько. Кроме серьезной профилактической работы (а это объявления и листовки в общественном транспорте) свою лепту внесла и группа по раскрытию карманных краж, которая действует в Барановичах.
Реже в этом году воруют из гаражей, а также из автомобилей. Количество этих краж уменьшилось на четыре десятка.
Отметим, что количество краж уменьшается уже на протяжении нескольких последних лет.
Найдут украденное?
Сотрудникам уголовного розыска удалось раскрыть 247 краж, что составляет 47,2 процента.
– По сравнению с прошлым годом раскрываемость увеличилась на 2,2 процента, – отмечает Виталий Хвесько. – И это неплохой показатель.
По раскрываемости городской отдел милиции опережает Брестский район (процент раскрываемости там составляет 39), Московский район областного центра (42 процента), Кобрин (44 процента), Лунинец (46 процентов).
Раскрывать эти преступления сложно. Дело в том, что многие пострадавшие даже не могут точно сказать, когда случилась кража, не видят преступников.
– Если речь идет об открытом похищении имущества – грабеже или разбое, то потерпевший лицом к лицу сталкивается с преступником, соответственно может его описать, – объясняет Виталий Хвесько. – В случае же совершения кражи – тайного хищения имущества – этого не происходит, поэтому оперативным сотрудникам, по сути, приходится искать иголку в стогу сена.
Конечно, в первую очередь отрабатываются те, кто склонен к нарушению закона, уже совершал такие преступления. Однако это помогает не всегда. Особенно если речь идет о так называемых гастролерах – преступниках, заехавших в Барановичи на «рейд» и скрывшихся в неизвестном направлении.
Свободно вошел – незаметно вышел
Большинство случившихся в городе краж совершено путем свободного доступа. Это означает, что жертвы злоумышленников не позаботились о том, чтобы их имущество было в сохранности.
– Злоумышленники сегодня могут себя даже не утруждать тем, чтобы перепиливать замки на велосипедах, вскрывать запоры подвалов и гаражей, – говорит Виталий Хвесько. – Ведь если пройтись по нескольким подъездам, обязательно найдется велосипед, который стоит на лестничной клетке непристегнутым. А многие владельцы частных домов не закрывают входные двери на замок. Объясняют это просто: «Ну а зачем закрывать, здесь же все свои живут, да и мы дома».
На самом деле такое мнение обманчиво. Так, у одной из жительниц города воры умудрились вынести из дома плазменный телевизор, пока она была рядом с домом, в своем огороде.
Даже если хозяева находятся дома, злоумышленнику нужно лишь пару минут, чтобы зайти в прихожую и вытащить кошелек из сумочки, которая, как показывает практика, чаще всего стоит недалеко от входной двери. И даже если хозяева обнаружат незнакомца в своем жилище, ему достаточно просто убедить владельцев, что он просто перепутал дома или ищет своих давних знакомых.
Но самый легкий вид краж – хищение имущества из рабочих кабинетов. Так уж повелось, что, выходя на «три минутки», большинство из нас даже не думает о том, чтобы закрыть кабинет на замок.
В список пострадавших в этом году попадали работники учреждений культуры, детских садов и школ, поликлиник, а также сотрудники небольших частных офисов: небольших магазинов, парикмахерских, салонов продажи окон-дверей.
Если речь идет о государственных учреждениях, то их работники твердо уверены, что вокруг все свои и никто чужой на их сумочки-кошельки не позарится (вокруг же люди, чужого сразу заметят). Однако никто не задумывается о том, что злоумышленник может запросто зайти в рабочий кабинет под видом посетителя. И тех самых «трех минут» ему будет более чем достаточно, чтобы достать кошелек или выдернуть из розетки телефон.
Когда речь идет о частных компаниях, то здесь вору приходится немного потрудиться. Схема может быть такой: очередной клиент просит показать нечто из товаров, находящихся на складе. Пока продавца или офис-менеджера нет, он быстро забирает оставленный на столе телефон или вытаскивает из сумочки кошелек.
– Думаю, ни для кого не секрет, что женщины очень часто оставляют свои сумочки на виду – вешают на спинку стула, ставят возле рабочего стола, – замечает Виталий Хвесько. – Достать из нее ценные вещи – дело буквально нескольких секунд.
Некоторые злоумышленники даже специализируются на таких кражах. Часто их совершают и гастролеры. Им достаточно пройтись по офисам, расположенным в центре города, – и добыча точно будет.
Из числа жертв карманных воров, а также злоумышленников, промышляющих в офисах и служебных помещениях, – 95 процентов составляют женщины.
– Особенностью таких краж является то, что их очень легко предотвратить, – считает Виталий Хвесько. – В ста процентах случаев достаточно было просто закрыть дверь на замок, и имущество осталось бы в сохранности.
Профессионалы перевелись
В этом году в Барановичах произошло 28 карманных краж. Как правило, этот вид преступлений случается в общественном транспорте или в людных местах – на рынках, в магазинах. Карманники вообще любят толчею, это для них самое «рыбное» место.
И здесь практически всегда жертвами становятся женщины.
– За время моей работы в уголовном розыске количество мужчин, заявивших о карманных кражах, единично, – говорит Виталий Хвесько.
Объяснить это можно эмоциональностью женской половины человечества: увлекаясь покупками, с головой уйдя в рассматривание товара, женщины перестают замечать происходящее вокруг. Кроме того, именно они чаще всего и отправляются за покупками с большими суммами денег.
– Носить с собой все сбережения – неразумно, – считает Виталий Хвесько. – Тем более сейчас, когда все получают заработную плату посредством банковской пластиковой карточки. А особенно неразумно складывать все деньги в одном месте – кошельке.
На рынках карманники, как правило, орудуют там, где больше всего народа. А в автобусах – возле входных дверей, на ступеньках салона. Объясняется это просто: воры всегда начеку, готовят себе отходные пути на случай, если их действия заметят. Стоять на ступеньках удобно еще и тем, что так злоумышленник находится ниже потенциальных жертв, что облегчает ему доступ к чужим сумочкам, которые многие держат в руках опустив вниз.
Кстати, по наблюдениям сотрудников уголовного розыска, сегодня у нас уже не осталось высококлассных «специалистов», умеющих разрезать сумочку заточенной монетой. Нынешние карманники действуют проще: ищут незакрытую сумку и просто вытаскивают из нее кошелек. Из числа жертв карманных воров, а также злоумышленников, промышляющих в офисах и служебных помещениях, – 95 процентов составляют женщины.
Важно!
При хищении пластиковых карточек говорите сотрудникам банка, что они у вас пропали, но не просите немедленной блокировки. Заблокированную карточку невозможно отследить, что затруднит поиск преступника. Если же в банке будут знать о пропаже (утере) карточки, то при первой попытке злоумышленника воспользоваться ею карточку «проглотит» банкомат. А видео с камер наблюдения поможет опознать того, кто попытался снять ваши безналичные сбережения.
Ни в коем случае не храните пин-коды от пластиковых карточек в кошельке вместе с самими карточками. Если вам никак не удается запомнить свой код, попытайтесь хотя бы закодировать его так, чтобы преступник не догадался, какие именно цифры подойдут. Например, можно записать набор цифр, похожих на номер мобильного телефона, при этом код будут составлять цифры от второй по пятую.
Если у вас пропал кошелек на рабочем месте, нужно соблюдать простые правила, чтобы облегчить поиск преступника.
Во-первых, необходимо незамедлительно позвонить в дежурную часть милиции, при этом сообщите максимум информации. Даже если вы не видели момента совершения кражи, припомните обо всех посторонних, появлявшихся в вашем офисе. Даже если вы считаете, что «эта приличная женщина» не могла взять ваш кошелек, расскажите о ней сотрудникам милиции. Поверьте, далеко не все преступники выглядят как люди, нарушившие закон.
Следующий шаг – постараться сохранить следы преступника до приезда милиции. Ничего не трогайте в своем кабинете, не ходите бесцельно по кабинету. Возможно, преступник оставил отпечатки пальцев, а может быть, на полу остались следы его обуви. И ни в коем случае не начинайте обсуждение случившегося с сослуживцами в своем рабочем кабинете: понятно, что поделиться горем хочется со всеми, но делайте это за пределами места преступления, ведь большое количество сочувствующих просто уничтожит все следы вора.
Для сотрудников милиции важны любые ваши подозрения или наблюдения. Если спустя время вы вспомните какие-либо подробности или вдруг заподозрите кого-то конкретного, немедленно сообщите об этом в милицию. Если не знаете телефона сотрудника, который ведет ваше дело, просто позвоните по телефону 102 – в дежурной части найдут, кому передать вашу информацию.
Если в числе пропавших предметов были и пластиковые карточки, необходимо немедленно уведомить об этом банк. Разумеется, для этого у вас должен быть под рукой номер телефона вашего банка. Возьмите за правило выписать его сразу после получения карточки (на бумаге в доступном месте, в мобильном телефоне).
Количество краж личного имущества (за 11 месяцев):