Инспекция МНС по Брестской области обращает внимание руководителей организаций, а также индивидуальных предпринимателей на низкий размер заработной платы, выплачиваемой наемным работникам. Данный факт может указывать на нарушения законодательства в области оплаты труда и, как следствие, неисчисление и неперечисление сумм подоходного налога с физических лиц.
Обращаем внимание, что с 01.01.2021 в соответствии с пунктами 5 и 51 статьи 216 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК) в случае установления контролирующим органом фактов неудержания и неперечисления налоговым агентом подоходного налога уплата его осуществляется налоговым агентом за счет собственных средств и не подлежит удержанию у физических лиц.
Согласно части 2 статьи 195 НК под неправомерным неудержанием и неперечислением в бюджет суммы подоходного налога понимается невыполнение налоговым агентом в установленный срок обязанности по удержанию из доходов физического лица и перечислению в бюджет суммы подоходного налога, выразившееся в неотражении сведений об объекте налогообложения подоходным налогом в налоговом и (или) бухгалтерском учете при его фактическом наличии, установленном на основании собранных доказательств либо данных, представленных правоохранительными органами.
Пункт 51 статьи 216 НК не изменяет порядок исчисления и уплаты подоходного налога самостоятельно плательщиком (иным обязанным лицом, в том числе налоговым агентом). Применение указанного пункта привязано к действиям контролирующих органов в ходе проверок, поэтому действовать он будет в отношении проверок, проводимых с 01.01.2021. При этом проверяемый период может охватывать налоговые периоды до 2021 года.
Статьей 14.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) в редакции, вступившей в силу с 01.03.2021, предусмотрена административная ответственность за отсутствие учета начисленных или выплаченных (выданных в натуральной форме) плательщику доходов либо неотражение (неполное отражение) доходов в учете.
Выявление данных фактов влечет наложение штрафа на должностное лицо юридического лица в размере от 1 до 10 базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от 2 до 25 базовых величин, а на юридическое лицо - от 5 до 50 базовых величин. Совершенные нарушения повторно в течение одного года влекут наложение штрафа в размере от 2 до 20 базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от 4 до 100 базовых величин, а на юридическое лицо - до 200 базовых величин.
Также, статьей 14.5 КоАП предусмотрена административная ответственность за невыполнение или выполнение не в полном объеме обязанности по удержанию и (или) перечислению суммы налога, сбора (пошлины).
Так, пунктом 4 указанной статьи за невыполнение или выполнение не в полном объеме налоговым агентом в установленный срок обязанности по удержанию и (или) перечислению суммы налога, сбора (пошлины), совершенные умышленно, в том числе должностным лицом юридического лица, предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от 40 до 120 базовых величин. Если нарушение совершено повторно в течение одного года после наложения административного взыскания, сумма штрафа составит от 100 до 200 базовых величин.
Помимо административной ответственности также предусмотрена и уголовная ответственность в соответствии со статьей 243 Уголовного кодекса Республики Беларусь.
В целях противодействия нарушениям законодательства в области оплаты труда налажено взаимодействие между налоговыми органами, Фондом социальной защиты населения и Департаментом государственной инспекции труда по обмену информацией об установленных фактах выплаты низкой заработной платы, неисчисления и неперечисления сумм подоходного налога с физических лиц.
Инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Брестской области