Количество дел, по которым к обвиняемым применялись принудительные меры безопасности и лечения в соответствии со ст. 107 УК на протяжении трех последних лет остается практически на одном уровне. Вместе с тем, в 2023 году наблюдается незначительный рост дел по рассматриваемой категории.
Действующим законодательством предусмотрены особые меры принуждения для лиц, больных хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией. Такие меры не являются наказанием, но также представляют собой меры принуждения, поскольку применяются независимо от желания самого лица или его близких родственников, выступают от имени государства и обеспечиваются его принудительной силой.
Статья 107 УК определяет категорию лиц, к которым могут применяться принудительные меры безопасности и лечения. К таким лицам относятся лица, совершившие преступления, страдающие хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией.
При этом, наличие заболевания – хронического алкоголизма, наркомании или токсикомании – должно быть подтверждено медицинским заключением.
В 2023 году судом Барановичского района и города Барановичи рассмотрено 204 уголовных дела указанной категории в отношении 207 лиц.
Основные категории дел, по которым к осужденным, страдающим хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, применены принудительные меры безопасности и лечения, – это преступления против собственности – 46,7 %, против жизни и здоровья – 13,6 %, против уклада семейных отношений и интересов несовершеннолетних – 23,6 %.
Среднестатистический образ лица, к которому применяются принудительные меры безопасности и лечения в соответствии со ст. 107 УК – это мужчина в возрасте от 30 до 50 лет, со средним или средним специальным образованием, нигде не работающий.
Но и женщины не исключение.
Так, например, жительница города, ранее неоднократно судимая, опять совершает преступления, предусмотренные ч. 3 ст. 174, ч. 2 ст. 206 УК («Уклонение от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей», «Грабеж»).
В январе 2023 года женщина выпивала со знакомыми. Будучи нетрезвой, избила теннисными ракетками другую женщину и вместе со своими знакомыми силой сорвали с ее пальца золотое обручальное кольцо.
В соответствии с приговором суда обвиняемой, по совокупности преступлений, назначено наказание в виде лишения свободы сроком на два года. Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 107 УК к ней применено принудительное лечение от хронического алкоголизма. Примечательно, что и ранее при назначении наказания за совершенные преступления к ней судом применялось принудительное лечение от хронического алкоголизма.
К сожалению, такие факты не единичны.
Вместе с тем, принудительные меры безопасности и лечения не носят необратимого характера, закон допускает возможность прекращения указанных мер.
Согласно ч. 3 ст. 107 УК прекращение вида принудительных мер безопасности и лечения осуществляется судом с учетом заключений врачебно-консультативных комиссий врачей учреждения, в котором лица находятся на излечении.
Ходатайства о прекращении применения принудительных мер безопасности и лечения судом, с учетом всех обстоятельств дела и на основании заключения ВКК, как правило, удовлетворяются. За последние три года имел место единичный случай отказа в прекращении принудительных мер безопасности и лечения к лицу, страдающему хроническим алкоголизмом.
Изложенное свидетельствует о том, что применение ст. 107 УК не является ни основным, ни дополнительным наказанием. Обязательным условием применения указанной статьи УК является совершение преступного деяния, но обязательно установленного судом и оформленного в виде приговора.
И самое главное, ст. 107 УК нельзя применить к законопослушному гражданину.
Попова А.А., судья суда Барановичского района и г. Барановичи