Наверх

Телевизор – всё? Белорусские социологи рассказали, как живется традиционным медиа

12.09.2024 163 Наш край
Фото Бориса НОВОГРАНА

У кого сегодня больше поклонников – у традиционных или новых медиа? Центр оперативных исследований Института социологии Национальной академии наук Беларуси изучил тему, и заведующий центра Александр Бельский рассказал на пресс-конференции о сделанных выводах, пишет БЕЛТА.

По словам Александра Бельского, телефонный опрос проводился в первом квартале 2024 года, в нем участвовали 900 респондентов всех возрастных групп. В качестве ответа на вопрос «К каким источникам вы обычно обращаетесь, если хотите получить информацию по вопросам общественно-политической проблематики?» 53,9% опрошенных выбрали телевидение, 48,9% – сайты, новостные порталы, 27,1% – социальные сети, 17,6% – мессенджеры, 15,5% – прессу (газеты, журналы), 8,6% – радио.

– Мы видим, что представители новых медиа суммарно уже начинают завоевывать больше внимания среди населения страны. Но если посмотреть на наиболее распространенные источники информации – это телевидение и новостные порталы, то они условно всегда плюс-минус находятся в равном соотношении между собой. И мы говорим о противостоянии этих традиционных и новых медиа и об адаптации традиционных медиа в новой реальности, – прокомментировал результаты социолог.

Социологи также задали уточняющий вопрос, как часто респонденты используют аналоги телевизионных эфиров в интернете (это и онлайн-вещание, и записи конкретных программ), а также электронные версии газет и аналоги радиопередач.

– Оказалось, что 28,8% часто используют аналоги телеэфиров в интернете. Это значительная часть респондентов. При этом практически 50% никогда не используют электронные версии газет. Классические практики медиапотребления имеют место быть, и люди все еще хотят взять газету в руки. Это же касается и радиостанций. Многие хотят вещать только в цифре, но, учитывая распространенность автомобилей и автомагнитол, очень многие потребители именно по пути на работу, по дороге с работы слушают радио в машине и таким образом поглощают контент. Не все можно заменить простым перетеканием в интернет, и это тоже важно отмечать. Востребованность традиционных медиа в их реальном формате, классическом, привычном нам, сохранится еще на долгие годы, – уверен Александр Бельский.

Также социологи дали возможность респондентам выбрать несколько вариантов и указать всю палитру источников информации, которые для них актуальны. В качестве источников информации, опять же, лидировали телевидение (67,2%) и интернет (65,4%). А если мы говорим о том, какому сегменту национального информационного пространства больше доверяют, то, по словам Александра Бельского, здесь выделяется телевидение (48,5%).


Социологи изучили и частоту использования различных источников.

– Интернет и телевидение у нас практически ежедневно используются. Интернет чаще, телевидение несколько реже. Печатная пресса используется несколько раз в неделю или раз в неделю, в зависимости от частоты выхода издания, – рассказал ученый.

Социологи также определили, какую информацию получает население из различных СМИ.

– Мы видим, что интернет является для населения нашей страны больше развлекательным направлением. Есть и весомая часть тех, кто черпает оттуда информацию. Развлечение и информирование через интернет находятся в практически равном соотношении – 40,5% и 36,9%. Где-то информацию из интернета воспринимают критично, где-то несерьезно. Где-то информация, которая подается саркастически, воспринимается как достоверная. Так что здесь есть определенные проблемы. Если говорить про телевидение, то для большинства оно является именно новостным – 50,1% (а развлекательный компонент – только 37,1%). Пресса видится как сугубо новостное направление (63,3%). А вот радио наоборот. Его слушают с утра, чтобы проснуться, вечером, чтобы разгрузить свои мысли, непосредственно после работы, чаще всего в автомобилях, потому радио в первую очередь несет развлекательную составляющую (для 59,7% опрошенных), – проинформировал заведующий центром исследований.

Подготовила Татьяна КОНОШЕНКО




  • Мы в социальных сетях: