Ежегодно в организациях Брестской области при выполнении шиномонтажных работ (снятие, установка, ремонт и подкачка колес транспортных средств) регистрируются случаи производственного травматизма с тяжелыми последствиями.
Анализ обстоятельств и причин несчастных случаев указывает на то, что в большинстве из них при производстве шиномонтажных работ со стороны нанимателей и работников не обеспечивалось, а зачастую и игнорировалось соблюдение технологии их безопасного проведения.
Приведем несколько примеров.
10 декабря 2018 года печальными последствиями обернулось банальное желание подкачать колесо без использования манометра. Произошло самопроизвольное разбортирование колеса и выброс съемных деталей обода, которыми был тяжело травмирован водитель автомобиля частной организации г. Кобрина.
23 марта 2019 года при демонтаже заднего колеса с автомобиля МАЗ произошёл пневморазрыв шины, что повлекло за собой травмирование двух работников сельхозпредприятия Малоритского района.
20 сентября 2019 года на шинно-монтажный пост ремонтных мастерских было доставлено автомобильное колесо с отсутствующим давлением воздуха в камере. Слесарь по ремонту автомобилей, имеющий квалификацию монтировщика шин, поместил данное колесо в специальное металлическое ограждение и принялся производить его подкачку. В процессе подкачки произошел пневматический взрыв камеры, в результате чего потоком воздуха был отброшен в сторону и тяжело травмирован слесарь по ремонту автомобилей лесхоза Ивацевичского района.
В нынешнем году в организациях области при выполнении шиномонтажных работ один работник получил тяжелую производственные травму. 1 февраля 2020 г. во время накачки колеса, установленного в специальное ограждение, произошло его самопроизвольное разбортирование и вылет бортового и замочного колец. В итоге не только было разрушено ограждение – водитель автомобиля сельхозпредприятия Дрогичинского района получил тяжелую травму ноги.
Напоминаем, что при выполнении шиномонтажных работ не допускается:
– снятие с транспортного средства колеса с разборным ободом в случае, когда шина находится под давлением;
– демонтаж с обода колеса шины, находящейся под давлением;
– накачивать шину свыше установленной организацией-изготовителем нормы давления шины.
К выполнению данных работ должны допускаться работники, имеющие соответствующую квалификацию, прошедшие обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда.
Монтажные и демонтажные работы с шинами выполняются только в шиномонтажном или ином приспособленном для этих работ помещении с применением специального оборудования, приспособлений и инструмента, а также специальных ограждений, обеспечивающих безопасность работающих.
Накачивание шин в сборе с ободом колеса производится в специальном металлическом ограждении, способном защищать работающих от ударов съемными деталями обода колеса при самопроизвольном демонтаже.
Накачивание шин без демонтажа проводится, если давление воздуха в них снизилось не более чем на 40% от нормативного давления, установленного организацией-изготовителем.
С учетом изложенного предлагаем организациям, эксплуатирующим механические транспортные средства.
1. Используя представленную информацию, провести внеплановый инструктаж по охране труда с работниками, занятыми эксплуатацией, ремонтом и техническим обслуживанием транспортных средств.
2. Организовать работу и обеспечить контроль над соблюдением требований безопасности труда в соответствии с Межотраслевыми правилами по охране труда на автомобильном и городском электрическом транспорте, утвержденными постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 04.12.2008 № 180/128.
Валерий Сарахман, начальник Барановичского межрайонного отдела Брестского областного управления Департамента государственной инспекции труда