Наверх

О моратории на проверки по ввезенной из России обуви

21.01.2021 240 Наш край

Министерством по налогам и сборам письмом от 16.06.2020 №8-2-12/01260 направлены заинтересованным разъяснения по вопросам приобретения обувных товаров на территории Российской Федерации в условиях введения обязательной маркировки средствами идентификации, в частности по вопросам документального подтверждения приобретения обуви.

Пунктом 3 указанного письма в целях реализации принципов, заложенных в Декрете Президента Республики Беларусь от 23.11.2017

№ 7 «О развитии предпринимательства», направленных, в первую очередь, на развитие предпринимательской инициативы и стимулирование деловой активности, а также учитывая, что механизмы учета розничных продаж и маркировки товаров средствами идентификации в Российской Федерации являются новацией и находятся в стадии внедрения в промышленную эксплуатацию, для нивелирования негативных последствий для белорусских субъектов хозяйствования, связанных с возможными техническими сбоями в информационных системах маркировки Российской Федерации, а также с недобросовестностью действий российских субъектов хозяйствования, которые могут уклоняться от исполнения обязанности по уплате платежей в бюджет, инспекциям МНС по областям и г. Минску, районам, городам, районам в городах поручалось не начинать административный процесс по части четвертой статьи 12.17 КоАП в отношении субъектов хозяйствования, осуществивших приобретение обуви на территории Российской Федерации в период по 1 января 2021 года на основании документов, легальность которых не подтверждена в информационной системе Федеральной налоговой службы Российской Федерации, а также если маркировка средствами идентификации приобретенного товара (обуви), не соответствует сведениям мобильного приложения «Честный Знак».

По истечении указанного срока в МНС поступили обращения ряда субъектов хозяйствования и объединений предпринимателей с объективными доводами о необходимости продления сроков действия моратория на проведение проверок в отношении ввозимых в Республику Беларусь обувных товаров из Российской Федерации (далее – мораторий).

Учитывая срок вступления в силу норм Указа Президента Республики Беларусь от 06.01.2021 № 9 «Об изменении Указов Президента Республики Беларусь» в части маркировки товаров (08.07.2021) МНС принято решение о продлении моратория до 01.07.2021.

Одновременно обращаем внимание, что пункты 1 и 2 письма МНС от 16.06.2020 №  8-2-12/01260 остаются актуальными и подлежат применению.

Напоминаем нормы данного письма.

1. О документах, подтверждающих приобретение обуви.

В соответствии с подпунктами 1.15 и 1.16 пункта 1 статьи 22 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК) на плательщиков возложена обязанность по проверке первичных учетных документов на предмет их соответствия требованиям законодательства, а также обеспечению наличия предусмотренных законодательством документов, подтверждающих приобретение (поступление, транспортировку) товарно-материальных ценностей.

При проведении контрольных мероприятий и (или) рассмотрении вопроса о начале административного процесса по части четвертой статьи 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП), налоговым органам в качестве документов, подтверждающих приобретение обуви на территории Российской Федерации обуви за наличный расчет, следует принимать следующие документы:
кассовый чек, выданный белорусскому индивидуальному предпринимателю - покупателю российским продавцом и содержащий установленные законодательством Российской Федерации сведения (включая реквизиты: Ф.И.О. белорусского индивидуального предпринимателя, наименование и количество товаров);

Справочно. Указанный подход применяется и в отношении распечатанного индивидуальным предпринимателем - покупателем кассового чека, направленного ему российским продавцом в электронной форме на адрес электронной почты или номер телефона, при условии, что сведения, указанные в таком кассовом чеке, идентичны направленным индивидуальному предпринимателю - покупателю в электронной форме кассовому чеку.
если кассовый чек не содержит заполненный реквизит с указанием Ф.И.О. белорусского индивидуального предпринимателя - покупателя и (или) наименование и количество товаров, факт приобретения товара белорусским индивидуальным предпринимателем должен быть дополнительно подтвержден выписанным российским продавцом товаров документом, в котором наряду с иной установленной законодательством информацией должны содержаться указанные сведения. Такими документами могут являться товарный чек, универсальный передаточный документ, товарная накладная и др.

При получении кассового чека, выдаваемого белорусскому индивидуальному предпринимателю - покупателю российским продавцом, необходимо иметь в виду следующее.

Кассовый чек, сформированный при осуществлении расчетов между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями Российской Федерации с использованием наличных денег и (или) с предъявлением электронных средств платежа, содержит следующие обязательные реквизиты (пункты 1; 6.1 статьи 4.7 Закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Закон N 54-ФЗ), постановление Правительства Российской Федерации от 21.02.2019 N 174 "Об установлении дополнительного обязательного реквизита кассового чека и бланка строгой отчетности"):

наименование продавца и покупателя;

идентификационный номер налогоплательщика покупателя;

Справочно. Реквизит ИНН покупателя заполняется только в отношении российских организаций и индивидуальных предпринимателей и в настоящее время не предполагает включение УНП белорусской организации или ИП. В чеке, выданном белорусскому индивидуальному предпринимателю, в данном реквизите будут указаны нули.
дата, время и место (адрес) осуществления расчета;
наименование товаров, платежа, выплаты, их количество, цена (в валюте Российской Федерации) за единицу с учетом скидок и наценок, стоимость с учетом скидок и наценок, с указанием ставки налога на добавленную стоимость;

Справочно. Индивидуальные предприниматели, использующие патентную систему налогообложения, упрощенную систему налогообложения, единый налог на вмененный доход, за исключением тех, кто торгует подакцизными товарами, могут не указывать в кассовых чеках наименование и количество товаров или услуг до 1 февраля 2021 года (п. 17 ст. 7 Закона Российской Федерации от 03.07.2016 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации).

форма расчета (оплата наличными деньгами и (или) в безналичном порядке), а также сумма оплаты наличными деньгами и (или) в безналичном порядке;

должность и фамилия лица, осуществившего расчет с покупателем, оформившего кассовый чек или бланк строгой отчетности и выдавшего (передавшего) его покупателю;

адрес сайта уполномоченного органа в сети Интернет, на котором может быть осуществлена проверка факта записи этого расчета и подлинности фискального признака;

абонентский номер либо адрес электронной почты покупателя в случае передачи ему кассового чека в электронной форме или идентифицирующих такой кассовый чек признаков и информации об адресе информационного ресурса в сети Интернет, на котором такой документ может быть получен;

адрес электронной почты отправителя кассового чека в электронной форме в случае передачи покупателю кассового чека в электронной форме;

QR-код;

код идентификации (для товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации).

Справочно. Код идентификации - последовательность символов, представляющая собой уникальный номер экземпляра товара, формируемая оператором информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.

Вместе с тем в целях экономии средств субъектов хозяйствования и сокращения объема печатаемых контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) кассовых чеков указание данного реквизита сводится к отображению в печатной форме кассового чека реквизита "М". При этом детальная информация о коде идентификации будет содержаться в электронной версии кассового чека, которую можно получить при проверке кассового чека в мобильном приложении Федеральной налоговой службы Российской Федерации (далее - ФНС России) "Проверка кассового чека" либо указав адрес электронный почты в момент приобретения товара.

Справочно. В настоящее время в мобильном приложении "Проверка кассового чека" могут зарегистрироваться только физические лица, подключенные к операторам мобильной связи Российской Федерации (регистрация осуществляется по номеру мобильного телефона с префиксом +7).

По общему правилу информация о кассовом чеке, подтверждающая его достоверность, должна содержаться в информационной системе ФНС России.

Справочно. Достоверность кассового чека можно проверить на сайте Федеральной налоговой службы Российской Федерации:  либо с помощью мобильного приложения "Проверка кассового чека", скачать которое можно в App Store или Google Play.

Так, в частности, Законом N 54-ФЗ предусмотрено, что передача в налоговые органы фискальных данных, которые приняты от пользователя контрольно-кассовой техники, должна быть обеспечена в течение 24 часов с момента получения таких фискальных данных. Вместе с тем Законом N 54-ФЗ допускается, что кассовый чек должен быть направлен в налоговые органы в течение 30 календарных дней с момента его формирования.

Кроме того, в соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ Минкомсвязи России приказом от 05.12.2016 N 616 "Об утверждении критерия определения отдаленных от сетей связи местностей" (зарегистрирован в Минюсте России 29.12.2016 N 45053) установило, что критерием определения отдаленных от сетей связи местностей для целей применения ККТ в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных, является численность населения указанных местностей. Для целей данного приказа численность населения не должна превышать 10 тысяч человек.

Учитывая изложенное, при приобретении на территории Российской Федерации обуви за наличный расчет рекомендуется:
в дополнение к кассовому чеку требовать от продавца документ (товарный чек, универсальный передаточный документ, товарную накладную и др.), содержащий реквизиты: Ф.И.О. белорусского индивидуального предпринимателя, наименование и количество товаров;

осуществлять проверку кассового чека в мобильном приложении ФНС России "Проверь свой чек" либо на сайте ФНС России.

Вместе с тем, учитывая, что законодательством Российской Федерации предусматривается ряд случаев, когда информация о кассовом чеке может поступать в информационную систему ФНС России с опозданием, отсутствие такой информации не является однозначным основанием для признания такого кассового чека документом, не подтверждающим приобретение обуви;

до момента расчета за приобретаемый товар требовать у продавца направление кассового чека в электронной форме на электронную почту либо номер телефона белорусского субъекта хозяйствования (при наличии технической возможности).

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.04.2018 N 792-р и постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2019 N 860 "Об утверждении Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров" (далее - постановление N 860) маркировка обуви на территории Российской Федерации введена с 1 июля 2019 г.

Ввод в оборот обувных товаров без нанесения на них средств идентификации и передачи в информационную систему мониторинга сведений о маркировке обувных товаров средствами идентификации, а также оборот и вывод из оборота обувных товаров, не маркированных средствами идентификации, допускаются до 1 июля 2020 г. (пункт 6 постановления N 860).

Таким образом, с 1 июля 2020 г. приобретаемая на территории Российской Федерации обувь должна быть в обязательном порядке промаркирована средствами идентификации, а в кассовом чеке должен быть указан реквизит "М".

Легальность приобретенного товара, маркированного средствами идентификации, может быть проверена с помощью мобильного приложения "Честный Знак". Приложение считывает цифровой код Data Matrix или другой тип маркировки, нанесенный на упаковку товара, и выдает результаты проверки.

Скачать данное приложение можно в App Store или Google Play (совместимо с iPhone, iPad и iPod touch с iOS 10.0 и новее, а также с устройствами на базе Android 4.3 и выше). При этом отсутствует территориально ограничение на скачивание и установку приложения, т.е. приложение может быть скачано и установлено резидентом Российской Федерации и на территории любого из государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС). С помощью мобильного приложения "Честный Знак" пользователь может:

проверить подлинность кода маркировки;

получить информацию о товаре;

сообщить о нарушении или несоответствии;

просмотреть историю проверок кодов маркировки;

обратиться в службу поддержки ООО "Оператор - ЦРПТ".

Функциональность проверки кода маркировки доступна как зарегистрированным, так и незарегистрированным пользователям.

После установки приложения пользователь может выбрать функцию "Проверить без регистрации" и отсканировать цифровой код с упаковки товара.

В зависимости от товарной группы при сканировании кода маркировки отображается информация о товаре и его текущем статусе. Так, например, для товарной группы "Обувь" отображаются следующие сведения:

результат проверки (Товар подлинный, Возможна подделка);

наименование товара;

текущее состояние;

производитель/импортер;

дата производства;

дата проверки;

код маркировки;

текущий владелец;

описание товара (в раскрывающемся списке):
- бренд;
- модель производителя (артикул);
- страна производства;
- модель изделия;
- материал верха;
- материал подкладки;
- материал низа;
- цвет;
- размер;
- наименование товара на этикетке;
- документ соответствия;

дата и время ввода в оборот;

товарная группа ТН ВЭД ЕАЭС (4 знака кода ТН ВЭД ЕАЭС);

код товара ТН ВЭД ЕАЭС.

Также в мобильном приложении "Честный Знак" реализована возможность сканирования кассового чека и получения следующей информации из него:

идентификационный номер налогоплательщика пользователя;

заводской номер фискального накопителя;

адрес места применения контрольно-кассовой техники;

система налогообложения, применяемая пользователем при расчетах за товары, указанные в уведомлении;

данные о каждом маркированном товаре (код маркировки, статус товара, цена товара за единицу с учетом скидок, наценок, сборов и налогов, количество единиц товара, стоимость товара с учетом скидок, наценок, сборов и налогов, ставка налога на добавленную стоимость, включенного в стоимость товара).

Справочно. Законодательством Российской Федерации предусмотрен переходный период (до 6 августа 2021 года), в течение которого ККТ и фискальный накопитель, не отвечающие новым требованиям, могут использоваться до окончания срока действия ключей фискального признака. В таком случае информация о реализации маркированных товаров должна передаваться субъектом хозяйствования в ГИС "Маркировка" не реже 1 раза в 30 дней посредством личного кабинета пользователя и подписываться усиленной электронной цифровой подписью.

Учитывая вышеизложенное, в случае выявления налоговыми органами документов (кассовых чеков), информация о которых отсутствует или не соответствует информации, содержащейся в информационной системе Федеральной налоговой службы Российской Федерации (если она там должна иметься исходя из максимальных сроков ее передачи и с учетом места приобретения товара, расположенного не в отдаленных от сетей связи местностей), а также если достоверность маркировки средствами идентификации (в том числе информация о собственнике товара, у которого приобретается такой товар) не соответствует сведениям мобильного приложения "Честный Знак", налоговым органам следует начать административный процесс по части четвертой статьи 12.17 КоАП и материалы дела об административном правонарушении направлять в экономический суд для дачи правовой оценки.

2. О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в отношении товаров, приобретенных за наличных расчет.

Вне зависимости от результатов проверки легальности приобретенных в Российской Федерации товаров, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации маркировке средствами идентификации, ввоз товаров на территорию Республики Беларусь признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС).

При ввозе товаров с территории государств - членов ЕАЭС взимание НДС осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь (далее - НК) и международными договорами, в том числе актами, составляющими право ЕАЭС (подпункт 1.2 пункта 1 статьи 115, пункт 1 статьи 139 НК). Таким документом является Договор о ЕАЭС (подписан в г. Астане 29.05.2014).

Исчисление НДС при ввозе товаров регламентировано Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющимся приложением к Договору о ЕАЭС (далее - Протокол).

Пунктом 20 Протокола определен перечень документов, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией (расчетом) по НДС. К числу таких документов относятся, в частности, заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, документы, подтверждающие перемещение товаров с территории государств - членов ЕАЭС на территорию Республики Беларусь.

Согласно положениям пункта 14 Протокола для целей уплаты НДС налоговая база определяется на основе стоимости товаров.
Учитывая изложенное, при ввозе товаров с территории государств - членов ЕАЭС на территорию Республики Беларусь индивидуальные предприниматели обязаны представить в налоговый орган по месту постановки на учет установленные законодательством документы, в том числе заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов одновременно с налоговой декларацией (расчетом) по НДС, содержащей часть II "Расчет суммы НДС, взимаемого налоговыми органами при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь".

При неисполнении плательщиком требований законодательства, регулирующих порядок исчисления и уплаты НДС при ввозе на территорию Республики Беларусь товаров с территории государств - членов ЕАЭС, а именно при непредставлении (несвоевременном представлении) налоговой декларации (расчета) по НДС, содержащей часть II, и неуплате сумм "ввозного" НДС, к плательщику также применяются меры административной ответственности, предусмотренные статьями 13.4 и 13.6 КоАП соответственно.

В случае неисполнения плательщиком налоговых обязательств в добровольном порядке налоговая база для целей исчисления и уплаты НДС будет определяться налоговым органом на основании установленных в ходе проведенных контрольных мероприятий обстоятельств в соответствии с НК.

Материал размещен ИМНС по г.Барановичи




  • Мы в социальных сетях: