КОММЕНТАРИЙ К ПОСТАНОВЛЕНИЮ СОВЕТА МИНИСТРОВ И НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА ОТ 7 АПРЕЛЯ 2021 № 203/4 «ОБ ИЗМЕНЕНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОТ 6 ИЮЛЯ 2011 Г. № 924/16.»
Постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 7 апреля 2021 г. № 203/4 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16» (далее – постановление № 203/4) принято в целях расширения возможности использования дополнительных способов осуществления безналичных расчетов за приобретаемые товары (работы, услуги) как альтернативы установки и использования платежных терминалов в объектах (при осуществлении видов деятельности), указанных в приложении 1 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16 «Об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа» (далее – постановление № 924/16), исключения норм, предусматривающих обязанность регистрации кассовых суммирующих аппаратов, в том числе совмещенных с таксометром, билетопечатающих машин (далее – кассовый аппарат) в налоговом органе, снижения порогового значения в отношении обязанности использования кассового оборудования, обеспечивающего дифференцированный учет данных о товарах, сокращения случаев, при которых прием наличных денежных средств можно осуществлять без использования кассового оборудования, и урегулирования других вопросов.
Вопросы использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, безналичных денежных средств при осуществлении расчетов в соответствии с банковским законодательством, в том числе посредством банковских платежных карточек, QR-кодов и (или) мобильных приложений при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг регулируются постановлением № 924/16 и утвержденным этим постановлением Положением об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа» (далее – Положение № 924/16).
В соответствии с подпунктом 2.8 пункта 2 постановления № 924/16, в том числе с учетом внесенных изменений, юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны установить и использовать платежные терминалы, обеспечивающие в том числе прием к оплате банковских платежных карточек международных платежных систем Visa и MasterCard, внутренней платежной системы ”БЕЛКАРТ“, эмиссию которых осуществляют банки Республики Беларусь, в объектах (при осуществлении видов деятельности) согласно приложению 1 к постановлению № 924/16, за исключением случаев, установленных в подпункте 2.9 пункта 2 постановления № 924/16. При этом для целей постановления № 924/16 под платежным терминалом понимается программно-техническое устройство, мобильное устройство с платежным приложением (далее – платежный терминал), устанавливаемое в соответствии с договором эквайринга и предназначенное для регистрации операций при использовании банковских платежных карточек (далее – карточки) с последующим формированием карт-чека.
В целях исключения затрат субъектов хозяйствования на замену платежных терминалов, которые не обеспечивают прием бесконтактных карточек, а также для обеспечения возможности использования дополнительных способов осуществления безналичных расчетов за приобретаемые товары (работы, услуги), внесено соответствующее изменение в постановление № 924/16, предусматривающие возможность использования субъектами хозяйствования мобильных устройств с платежным приложением, выполняющих функции платежного терминала, при условии обеспечения приема оплаты с использованием бесконтактных и контактных карточек платежных систем Visa, MasterCard, БЕЛКАРТ, эмиссию которых осуществляют банки Республики Беларусь.
В подпункт 2.91 пункта 2 постановления № 924/16 вносится соответствующее уточнение о том, что выдачу наличных денежных средств держателям карточек через кассовое оборудование, подключенное к СККО, вправе осуществлять юридические лица, индивидуальные предприниматели, реализующие товары, выполняющие работы, оказывающие услуги только при включении в договоры между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и банками-эквайерами положений, предусматривающих порядок и условия выдачи от имени и по поручению банков-эквайеров наличных денежных средств в белорусских рублях держателям карточек.
В целях развития в Республике Беларусь системы безналичных расчетов путем расширения перечня объектов и видов деятельности, в которых и при осуществлении которых юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны установить платежные терминалы, а также учитывая, что постановлением № 203/4 вносятся изменения в подпункты 35.16 и 35.17 Положения № 924/16, предусматривающие исключение из случаев, при которых прием наличных денежных средств можно осуществлять без использования кассового оборудования и платежных терминалов, объектов бытового обслуживания населения, расположенных в сельских населенных пунктах, с численностью работников более одного человека в смену, соответствующие изменения вносятся в пункт 3 перечня объектов (видов деятельности), в которых (при осуществлении которых) юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны установить и использовать платежные терминалы, согласно приложению 1 к постановлению № 924/16 (далее – перечень объектов). Для данного изменения предусмотрен срок его вступления в силу 24 месяца после даты официального опубликования постановления № 203/4.
Также постановлением № 203/4 перечень объектов дополняется пунктом 19, предусматривающим необходимость использования платежных терминалов в объектах оказания услуг, связанных с организацией рыболовства, осуществляемого рыболовами для удовлетворения потребности в активном отдыхе и (или) получения продукции рыболовства без цели извлечения дохода, включая подводную охоту. Срок вступления в силу данной нормы установлен через шесть месяцев после официального опубликования постановления № 203/4.
Постановлением № 203/4 предусмотрено снижение порогового значения (при обслуживании с 250 пассажиров до 50 пассажиров в сутки) для станций Белорусской железной дороги в части возникновения обязанности установки и использования платежных терминалов. Помимо прочих причин, препятствующих безналичным расчетам, потребители называли недостаточность соответствующей инфраструктуры, то есть ограниченность мест, где можно осуществить безналичные платежи с помощью карточки, что нарушает интересы граждан (потребителей). В этой связи постановлением № 203/4 предусмотрена возможность оплаты железнодорожных билетов посредством карточек в кассах станций Белорусской железной дороги, в которых обслуживается более 50 пассажиров в сутки и при наличии сотовой подвижной электросвязи. Данная норма вступает в силу через шесть месяцев после даты официального опубликования постановления № 203/4.
В Республике Беларусь рядом банков внедрены в эксплуатацию мобильные платежные сервисы (мобильные приложения) для оплаты пассажирами услуг проезда в городском общественном транспорте, «маршрутных такси». При использовании таких мобильных платежных сервисов оплата проезда пассажиром осуществляется без непосредственного обслуживания водителем пассажира, связанного с приемом средств платежа. Соответственно постановлением № 203/4 пункт 1 Положения № 924/16 дополнен частью пятой, в соответствии с которой не требуется использование кассового оборудования при выполнении автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении, автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении (за исключением перевозок автомобилями-такси), если прием средства платежа осуществляется с использованием QR-кодов и мобильных приложений.
Постановлением № 203/4 введено новое определение термина «заявитель кассовых суммирующих аппаратов, в том числе совмещенных с таксометрами, билетопечатающих машин» (далее – заявитель), а также уточнено определение термина «центр технического обслуживания и ремонта кассовых суммирующих аппаратов, в том числе совмещенных с таксометрами, билетопечатающих машин» (далее – ЦТО). Указанные изменения обусловлены необходимостью совершенствования общественных отношений, связанных с четким определением круга лиц, которые могут являться заявителями, а также получением общедоступной информации о ЦТО, имеющих право на техническое обслуживание и ремонт соответствующих моделей кассовых аппаратов, в государственном информационном ресурсе – Государственном реестре моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь. Данная норма вступает в силу через шесть месяцев с даты официального опубликования постановления № 203/4.
Поскольку в соответствии с подпунктом 2.6 пункта 2 постановления № 924/16, с 1 декабря 2020 г. все кассовое оборудование, используемое субъектами хозяйствования, подключено к СККО, постановлением № 203/4 внесены соответствующие изменения в Положение № 924/16 по исключению норм, предусматривающих обязанности регистрации кассовых аппаратов в налоговом органе, ведения книги кассира, формирования и хранения контрольных лент, иных норм, регулирующих вопросы, связанные с регистрацией кассовых аппаратов в налоговом органе. При этом в центр обработки данных СККО поступает вся необходимая информация о денежных средствах, принятых субъектами хозяйствования с использованием кассового оборудования, подключенного к СККО, а также на основании совершаемых на кассовом оборудовании операций регистрации внесения наличных денежных средств, полученных перед началом работы (смены), в ящик для денег и операций регистрации изъятия суммы наличных денежных средств из ящика для денег обеспечивается формирование информации о наличии наличных денежных средств в ящике для денег кассового оборудования. Также постановлением № 203/4 предусмотрена отмена формы книги кассира.
Соответствующие изменения по исключению административных процедур, связанных с регистрацией и снятием с регистрации кассовых аппаратов в налоговых органах, внесены в законодательство об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Постановлением № 203/4 предусмотрено снижение порогового значения торговой площади торговых объектов с 650 квадратных метров до 200 квадратных метров в отношении обязанности использования субъектами хозяйствования в этих торговых объектах, за исключением объектов потребительской кооперации расположенных на территории сельской местности, кассового оборудования, обеспечивающего дифференцированный учет данных о товарах.
В целях охвата всего спектра существующих дополнительных услуг и товаров, которые организации автомобильного транспорта могут оказывать при перевозке пассажиров и багажа с использованием специальной компьютерной системы, абзац пятый части первой пункта 27 Положения № 924/16 изложен в соответствующей редакции, а именно специальная компьютерная система используется для приема денежных средств при оказании услуг организациями автомобильного транспорта при продаже билетов на автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении, продаже товаров и (или) оказании иных услуг, связанных с перевозкой пассажиров, багажа автомобильным транспортом, а также сопутствующих перевозке услуг. Такое решение позволяет исключить затраты организаций автомобильного транспорта в части приобретения дополнительных кассовых аппаратов и их технического обслуживания.
В связи с истечением с 1 декабря 2020 г. сроков подключения кассового оборудования, используемого индивидуальными предпринимателями, к СККО (последний этап подключения), и, соответственно, прекращением для этих целей модернизации кассовых аппаратов постановлением № 203/4 исключен подпункт 35.2 пункта 35 Положения № 924/16.
Среди мер, направленных на расширение налоговой базы и повышение собираемости платежей в бюджет, приняты меры по сокращению случаев, когда субъекты хозяйствования могли не использовать кассовое оборудование. Сокращение перечня случаев, при которых субъекты хозяйствования не обязаны использовать кассовое оборудование, позволит в режиме реального времени через кассовое оборудование, подключенное к СККО, получать информацию о денежной выручке субъектов хозяйствования. Постановлением № 203/4 из числа существующих сейчас изъятий исключается:
• осуществление розничной торговли товарами в торговых объектах системы потребительской кооперации, расположенных в сельских населенных пунктах, в которых продажу товаров осуществляет один продавец;
• торговля непродовольственными товарами на ярмарках, на торговых местах;
• осуществление разносной торговли плодоовощной продукцией;
• выполнение работ, оказание услуг вне постоянного места осуществления деятельности (за исключением территории сельской местности);
• осуществление обучения несовершеннолетних;
• оказание бытовых услуг и осуществление розничной торговли товарами в объектах, расположенных в сельских населенных пунктах, с численностью работников более одного человека в смену;
• оказание услуг по предоставлению жилых помещений (их частей) в общежитии и найму жилых помещений, садовых домиков, дач, в том числе для краткосрочного проживания.
В целях обеспечения надлежащего контроля за отражением субъектами хозяйствования выручки, получаемой при перечисленных выше видах деятельности, постановлением № 203/4 вводится обязанность использования кассового оборудования.
Постановлением № 203/4 предусмотрено, что данные изменения вступают в силу через шесть месяцев после официального опубликования постановления № 203/4, а в отношении объектов оказания бытовых услуг – через двадцать четыре месяца после официального опубликования постановления № 203/4.
Постановлением № 203/4 соответствующие уточнения также вносятся в пункты 37 и 38 Положения № 924/16.
Вопросы розничной торговли пивом регулируются постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 марта 2006 г. № 317 «Об отдельных вопросах регулирования розничной торговли пивом и слабоалкогольными напитками, определении торговых объектов, объектов общественного питания, в которых допускается употребление пива и слабоалкогольных напитков, и о внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь по вопросам осуществления розничной торговли» (далее – постановление № 317). Постановлением № 317 не предусмотрена возможность продажи в розлив пива на открытых территориях вне магазинов, павильонов, объектов общественного питания, иных стационарных объектов. Учитывая изложенное, постановлением № 203/4 из подпункта 35.9 Положения № 924/16 исключена возможность продажи в розлив пива на открытых территориях вне торговых объектов, объектов общественного питания.
Читать также:
Постановление Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь от 07.04.2021 № 203/4 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924».
Сектор информационно-разъяснительной работы инспекции МНС по г.Барановичи.