Наверх

Камеральная проверка: права, обязанности, ответственность

10.06.2021 437 Наш край

Вот уже несколько лет успешно функционирует такая форма контроля налоговых органов, как камеральная проверка, позволяющая дистанционно, с использованием информационных ресурсов, выявлять ошибки, допускаемые субъектами хозяйствования.

Следует отметить, что основной целью камеральной проверки является предоставление плательщику права самостоятельно устранить нарушение, выявленное налоговым органом, и доплатить налог, сбор (пошлину).

Камеральная проверка состоит из двух этапов: предварительного и последующего.

Предварительный этап камеральной проверки, как правило, проводится автоматически с использованием программных и технических средств, на данном этапе проверяются:

своевременность постановки на учет;

своевременность представления налоговых деклараций, соблюдение порядка их заполнения и правильность оформления реквизитов, в том числе соответствие реквизитов сведениям, содержащимся в Государственном реестре плательщиков;

правильность арифметического подсчета, своевременность и полнота уплаты сумм налогов, сборов (пошлин), пеней;

соблюдение требований по обеспечению зачисления выручки на  расчетный счет в предусмотренном законодательством порядке.

В случае выявления на предварительном этапе камеральной проверки каких-либо нарушений (отклонений) плательщику направляется информационное сообщение, содержащее перечень ошибок, по результатам изучения которого предлагается не позднее пяти рабочих дней внести исправления в налоговую декларацию или представить пояснения.

Последующий этап камеральной проверки проводится в отношении представленных налоговых деклараций. На данном этапе проверяются:

полнота исчисления налогов, сборов (пошлин) и достоверность сведений, указанных плательщиком в налоговых декларациях и других документах, обязанность представления которых установлена законодательством, либо их непредставление;

соответствие данных, содержащихся в налоговой декларации и прилагаемых к ней документах и (или) информации, иным имеющимся в налоговом органе документам и (или) информации о деятельности плательщика;

обоснованность применения налоговых ставок и налоговых льгот;

иные вопросы, связанные со своевременным и полным исполнением налоговых обязательств.

При выявлении каких-либо нарушений (отклонений) на последующем этапе камеральной проверки плательщику направляется уведомление с предложением не позднее десяти рабочих дней представить дополнительные документы, информацию, пояснения, либо внести соответствующие исправления в налоговую декларацию.

Следует отметить, что при добровольном устранении субъектом хозяйствования нарушений, повлекших неуплату или неполную уплату суммы налога, контролирующим органом не применяются меры ответственности в отношении субъекта и (или) его должностных лиц.

Если после получения уведомления плательщиком не представлены дополнительные документы, информация, пояснения, уточненная декларация, либо представлены пояснения, которые налоговым органом не приняты как обоснованные, составляется акт камеральной проверки либо рассматривается вопрос о назначении внеплановой проверки, если выявленное нарушение не может быть полностью подтверждено камеральной проверкой.

Так, за январь–май 2021 года налоговыми органами Брестской области в рамках осуществления последующего этапа камеральной проверки в адрес субъектов хозяйствования направлено 1652 уведомления, в ответ на которые плательщиками представлены уточненные налоговые декларации или пояснения, сумма добровольно уплаченных налогов составила более 6,6 млн рублей, предотвращен необоснованный возврат налога на добавленную стоимость из бюджета в сумме более 3,1 млн рублей.

Таким образом, камеральный контроль с одной стороны позволяет снизить вмешательство налоговых органов в хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования, а с другой – путем использования мер профилактического и предупредительного характера выявить и исправить ошибки, допускаемые субъектами хозяйствования при исчислении и уплате налогов и сборов.




  • Мы в социальных сетях: