Все чаще мошенники для получения доступа к персональным данным, реквизитам банковских платежных карточек, паролям и другой конфиденциальной информации используют методы «социальной инженерии»: не взламывают устройства, а выманивают нужную информацию, используя ваши эмоции.
Например, злоумышленник связывается с держателем карточки посредством телефонного звонка или со взломанного аккаунта друга, родственника или знакомого в социальных сетях. В ходе звонка или переписки мошенник:
- описывает свою сложную жизненную ситуацию и просит помочь ему материально;
- представляется работником банка, «запугивает» ложной информацией о сомнительных операциях с банковской платежной карточкой (наличии заявки на кредит, блокировке счета или мошеннических атаках) и предлагает для сохранения оставшихся денежных средств перевести их на новый счет;
- представляется потенциальным покупателем товара, объявление о продаже которого было размещено держателем карточки в сети интернет (наиболее популярны платформы по продаже б/у вещей).
Обезопасить себя от данного типа мошенничества можно, соблюдая простые меры безопасности и проявляя разумную бдительность. Если ваш собеседник представился сотрудником банка и пытается получить персональные данные, рекомендуем незамедлительно завершить диалог и самостоятельно обратиться в банк по номеру, указанному на вашей банковской карте.
Вот несколько простых советов, соблюдение которых, позволит не стать жертвой злоумышленников:
- перед тем как откликнуться на просьбу друга в социальной сети, созвонитесь с ним или найдите способ убедиться в том, что его аккаунт не взломан (задайте другу вопрос, ответ на который знаете только вы оба);
- у банков нет совместных контактных центров и служб безопасности, следовательно, переключение между ними невозможно. Если звонящий говорит о таком «переключении», прервите разговор и перезвоните в банк по номерам, указанным на банковской карте или официальном сайте;
- если смс-сообщение о подозрительной операции по карточке приходит в новую ветку переписки, в которой ранее не было сообщений от банка – это повод уточнить ее достоверность и перезвонить в Банк;
- работники банка никогда не просят озвучить смс-код, который необходим для подтверждения совершения банковской операции, а также никогда не спрашивают логин или пароль для входа в систему дистанционного банковского обслуживания (интернет-банкинг, М-банкинг и другие). В такой ситуации немедленно прервите разговор и свяжитесь с банком;
- никому и никогда не сообщайте данные своей карточки и всегда держите ее в поле зрения при совершении платежей;
- обязательно подключите 3D-secure и смс-оповещение;
- используйте только официальный сайт банка для входа в систему интернет-банкинга или официальное мобильное приложение;
- регулярно обновляйте пароли, используемые для входа в систему дистанционного банковского обслуживания, а также для подтверждения платежей;
- в случае выявления действий по карточке, которые вами не совершались, необходимо оперативно обратиться в банк или самостоятельно заблокировать карточку в системе дистанционного банковского обслуживания.
Барановичский РОВД