КОММЕНТАРИЙ МИНИСТЕРСТВА ПО НАЛАГАМ И СБОРАМ ПО ВОПРОСАМ ВВЕДЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ МАРКИРОВКИ ТОВАРОВ.
В Министерство по налогам и сборам (далее – МНС) после издания Указа Президента Республики Беларусь от 6 января 2021 г. № 9 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь» (далее – Указ), предусматривающего помимо прочего введение маркировки товаров унифицированными контрольными знаками и средствами идентификации, поступают электронные обращения индивидуальных предпринимателей с предложениями отмены Указа. По результатам рассмотрения обращений сообщается.
Республика Беларусь является одним из государств-членов Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС), и в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года взяла на себя обязательства по выполнению международных договоров в рамках ЕАЭС. В свою очередь Соглашение о маркировке является международным договором, заключенным в рамках ЕАЭС, и входит в право ЕАЭС.
Главы правительств государств-членов ЕАЭС 2 февраля 2018 г. подписали Соглашение о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе (далее – Соглашение о маркировке), предусматривающее определение единых подходов для введения маркировки на территории всех государств-членов ЕАЭС.
Целью создания системы маркировки являются обеспечение законного оборота товаров в рамках ЕАЭС, защита прав потребителей и предупреждение действий, вводящих их в заблуждение. Подходы, заложенные в Соглашении о маркировке, позволяют исключить барьеры во взаимной торговле между государствами-членами ЕАЭС.
С учетом вступившего в силу на всей территории ЕАЭС Соглашения о маркировке необходимость совершенствования в Республике Беларусь системы маркировки стало одной из приоритетных задач. В этой связи в Республике Беларусь издан Указ, предусматривающий внесение изменения в некоторые указы Президента Республики Беларусь, в том числе изложение Указа Президента Республики Беларусь от 10 июня 2011 г. № 243 в новой редакции (далее – Указ № 243).
Указом № 243 предусматривается совершенствование существующего с 2005 года на территории Республики Беларусь механизма маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками, а также создание нового механизма – маркировка товаров средствами идентификации.
Также Указом № 243 утверждены соответствующие положения, в которых закреплены основополагающие правовые предписания, необходимые для функционирования двух видов маркировки товаров в Республике Беларусь – унифицированными контрольными знаками и средствами идентификации.
В развитие Указа № 243 Совет Министров утвердит два перечня товаров: подлежащих маркировке унифицированными контрольными знаками и подлежащих маркировке средствами идентификации.
В перечень товаров, подлежащих маркировке унифицированными контрольными знаками, включение товарных групп, отличных от товаров, подлежащих маркировке в настоящее время, не планируется. В перечень товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, планируется включить в том числе обувные товары с учетом принятого
8 августа 2019 г. решения Совета ЕЭК № 72 «О введении маркировки обувных товаров средствами идентификации».
Проект Указа дважды размещался в глобальной компьютерной сети Интернет на сайте «Правовой форум Беларуси» для проведения публичного обсуждения (в период с 23.05.2019 по 01.06.2019 и с 27.02.2020 по 08.03.2020). В результате рассмотрения поступивших замечаний и предложений отдельные из них в проекте Указа были учтены. Предложений о нецелесообразности издания Указа не поступало.
Также текст проекта Указа размещался на сайте МНС по адресам:
В соответствии с Указом № 243 маркировка товаров унифицированными контрольными знаками или средствами идентификации должна осуществляться в том числе импортерами, вне зависимости от страны-экспортера (государства-члены ЕАЭС, в том числе Российская Федерация, или третьи страны). В отношении проблемного вопроса об отказе российских поставщиков предоставлять соответствующие документы при реализации товара (в рассматриваемых ситуациях – обувные товары), подлежащего маркировке, полагаем необходимым отметить следующее.
МНС приняты во внимание изложенные в обращениях опасения индивидуальных предпринимателей о невыполнении требований Указа и Указа № 243.
Ранее инспекциям МНС по областям и г. Минску, районам, городам, районам в городах поручалось не начинать административный процесс по части четвертой статьи 12.17 КоАП в отношении субъектов хозяйствования, осуществивших приобретение обуви на территории Российской Федерации в период по 1 января 2021года на основании документов, легальность которых не подтверждена в информационной системе Федеральной налоговой службы Российской Федерации, а также, если маркировка средствами идентификации приобретенного товара (обуви), не соответствует сведениям мобильного приложения «Честный Знак».
В свою очередь МНС в рамках проведения в феврале 2020 года с субъектами хозяйствования семинара по вопросам маркировки товаров средствами идентификации при трансграничной торговле с государствами-членами ЕАЭС, в том числе в случаях приобретения товаров, подлежащих маркировке на территории Российской Федерации, индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь, обратилось к участникам семинара с просьбой информировать МНС о нарушениях конкретными российскими субъектами хозяйствования законодательства при осуществлении расчетов в Российской Федерации (с приложением копий имеющихся документов).
За период с февраля 2020 г. по настоящее время информация от индивидуальных предпринимателей о конкретных фактах нарушения конкретными российскими субъектами хозяйствования законодательства при осуществлении расчетов в Российской Федерации в МНС официально не поступала.
Вместе МНС принято решение о продлении моратория до 01.07.2021.
Письмо о продлении моратория размещено на официальном сайте МНС по адресу: http://www.nalog.gov.by.
Также будет организован аналогичный мораторий на иные товарные группы, подлежащие маркировке средствами идентификации в Российской Федерации: товары легкой промышленности, духи и туалетная вода, фотокамеры (кроме кинокамер), фотовспышки и лампы-вспышки, шины и покрышки пневматические резиновые новые. Информация о продлении моратория будет размещена на официальном сайте МНС.
Для обеспечения функционирования системы маркировки в Республике Беларусь РУП «Издательство «Белбланкавыд» определен оператором государственной информационной системы маркировки товаров (далее – оператор, система маркировки). На официальном сайте оператора «Электронный знак» размещена информация о маркировке средствами идентификации товарных групп, подлежащих маркировке, в соответствии с принятыми решениями Совета Евразийской экономической комиссии, в том числе о проведении в 2020 году видеоконференций по вопросам маркировки обувных товаров и товаров легкой промышленности.
Одновременно обращаем внимание, что в соответствии с Указом № 243 МНС является органом, осуществляющим контроль функционирования системы маркировки и координацию деятельности других государственных органов по вопросам маркировки. В этой связи в случае возникновения каких-либо проблем с работой системы маркировки, оператором системы маркировки, в том числе в части отсутствия обратной связи от оператора, просим информировать в официальном порядке МНС для принятия оперативных мер реагирования.
Маркировка товаров является одним из инструментов борьбы с вовлечением в теневой оборот товаров, защиты законных прав и интересов субъектов хозяйствования и населения. Учитывая, что реализацию товаров осуществляют субъекты предпринимательской деятельности, в том числе производители (как организации, так и индивидуальные предприниматели), юридические лица и индивидуальные предприниматели, на которых распространяются одинаковые обязанности по соблюдению налогового и иного законодательства, полагаем не корректным распространять обязанность по маркировке товаров только на юридических лиц, исключая индивидуальных предпринимателей. Более того, механизм маркировки направлен, в первую очередь, для защиты отечественного рынка от контрафактной продукции, пресечения нелегального оборота товаров и обеспечение защиты белорусских товаров от недобросовестной конкуренции, в том числе со стороны зарубежных производителей, использующих серые схемы поставок товарно-материальных ценностей и вовлечение их в теневой оборот. Полагаем, что ввоз товаров из Российской Федерации без маркировки и соответствующих сопроводительных документов будет способствовать нахождению на белорусском рынке нелегальной контрафактной продукции, что будет способствовать вовлечению товаров в теневой оборот и негативно скажется на формировании добросовестной конкуренции.
Учитывая, что индивидуальными предпринимателями не приведено ни одного конкретного случая нарушения российскими субъектами хозяйствования требований маркировки налоговые органы Российской Федерации не могут выявлять субъектов хозяйствования, нарушающих требования российского законодательства по маркировке товаров.
На основании изложенного в МНС отсутствуют основания для инициирования вопроса отмены Указа как в целом, так и в части маркировки отдельных видов товаров и для отдельных категорий субъектов хозяйствования.
Обращаем внимание, что предоставленного переходного периода более чем достаточно, чтобы организовать закупку товаров в Российской Федерации у субъектов, соблюдающих требования законодательства Российской Федерации. После 1 июля 2021 г. налоговыми органами будут проводиться контрольные мероприятия по проверке достоверности документов, подтверждающих приобретение товаров.
Материал подготовлен Министерством по налогам и сборам и размещен инспекцией МНС по г. Барановичи