К самым распространенным способам мошенничества можно отнести:
– визит домой к пожилым гражданам (мошенник может представиться социальным или медицинским работником);
– мошенничество с предоставлением различных услуг (предложение приобрести на льготных условиях лекарства, приборы, ненужные пенсионеру вещи и т. д.);
– так называемый сетевой маркетинг (мошенники предлагают инвалидам и пенсионерам «чудо-приборы» по льготным расценкам, которые излечат от всех болезней. При этом жертва рискует не только потерять свои деньги, но и нанести вред своему организму при использовании такого прибора.);
– обман по мобильному телефону (звонки на мобильный телефон
с просьбой о помощи от «родственников»);
– банковское мошенничество (обещание пенсионеру выгодных условий при получении кредита);
– обманы-рассылки на мобильный телефон или электронную почту (сообщение о выигрыше, доступ к дополнительным услугам телефона, требующим отправки сообщений на короткий номер) и другие способы.
Чтобы не стать жертвой мошеннических действий пожилым людям следует знать и придерживаться следующих рекомендаций:
– представители государственных учреждений и банков никогда не звонят на мобильный телефон с использованием мессенджеров (Viber, WhatsApp и др.), чтобы сообщить какие-либо новости и уточнить информацию;
– если звонящий называет вас по имени, отчеству, знает ваш адрес и другую личную информацию, это вовсе не означает, что он является официальным лицом. Такие данные можно получить разными способами;
– для проверки достоверности информации, спросите имя, фамилию и занимаемую должность звонящего. Перезвоните в организацию и убедитесь в том, что он вас не обманывает;
– ни в коем случае не покупайте лекарства и медицинские аппараты у людей, представившихся медицинскими работниками, даже если эти товары укомплектованы инструкциями и сертификатами качества и продаются с большой скидкой. Следует помнить, что все эти документы можно легко подделать, а цена на такие препараты в аптеках в несколько раз ниже;
– если по телефону вам звонит близкий человек (сын, дочка, внук, внучка и т. д.) и сообщает, что попал в беду, при этом просит прислать деньги через курьера, не спешите этого делать. Перезвоните звонившему, а если он не возьмет трубку, позвоните другим родственникам и уточните информацию;
– не открывайте дверь и не впускайте в квартиру незнакомых людей. Если вы открыли дверь, уточните у пришедшего его фамилию, имя, место работы и занимаемую должность. Затем позвоните в организацию, представителем которой он является, и уточните данную информацию;
– никому не сообщайте данные своих банковских счетов (например, код доступа к банковской карте).
Если вы все же стали жертвой мошенников, незамедлительно сообщите в милицию по телефону 102.
Подготовила Наталья СМИРНОВА