Наверх

Жительница Барановичей, ветеран Великой Отечественной войны, встретила 93-й день рождения

16.02.2017 364 Наш край

IMG_8314Долгий жизненный путь отмерила судьба Тамаре Шабалиной – недавно наша горожанка встретила свой 93-й день рождения. Невзирая на почтенный возраст, она в деталях помнит годы своей далекой юности, читает свежие газеты, интересуется последними новостями в стране и мире.

– И нисколько не чувствую себя одинокой, – признается Тамара Константиновна. – Дочь Светлана, с которой проживаем вместе, опекает меня, во всем помогает. Сердце согревают мысли о внуках и правнуках. А еще очень дорожу знаками внимания профсоюза и ветеранской организации зонального узла электрической связи, где до 1979 года я работала на телеграфе связисткой. Мои бывшие коллеги, спасибо им, не забывают ни в праздники, ни в будни: поздравляют, интересуются моими проблемами, оказывают посильную материальную помощь. Да, много годков хожу по земле, – тень задумчивости коснулась лица моей собеседницы. – Хоть и росла в семье самым болезненным ребенком, а получается, всех обошла в долголетии. Младший мой брат утонул 11-летним подростком. Старшая сестра Антонина, с которой уходили на фронт добровольцами, прошла всю войну и умерла в 46 лет. В таком же возрасте ушел из жизни и мой отец – онкология вынесла ему приговор еще в 1938-м. Мама 86 лет прожила. Мой муж умер 69-летним, вдовствую уже восемнадцатый год. И дочери рано потеряли мужей – обоим моим зятьям чуть за 50 было, как их не стало. И никого из моих бывших боевых подружек уже нет.

– Такая вот арифметика, – подвела черту Тамара Шабалина. – А я всё живу, видно, не все мои земные задания еще выполнены…

Тамара Анатольевна родилась в городе Кириллове Вологодской области. Мама вела домашнее хозяйство, отец работал на водном транспорте. Семнадцать лет исполнилось девушке, когда грянула Великая Отечественная.

– Я ночную смену уже заканчивала – телефонисткой на почте работала ‒ вдруг звонок из военкомата и эта страшная весть: «Война!» – вспоминает Тамара Константиновна. – И началась для меня и моих подружек военная жизнь: в течение месяца рыли окопы, затем заготавливали дрова для пекарни. При этом с тревогой вслушивались в сводки Совинформбюро: советские войска отступали, фашисты рвались к Москве. Многие девчонки, в том числе и я, просились на фронт добровольцами, но только в апреле 1942 года военкомат нашу просьбу удовлетворил.

Хорошо помню тот день, когда мы, около шести десятков комсомольцев-добровольцев, в основном девушки, шагали с песнями под гармошку в Череповец – пять дней, 120 км по бездорожью! В Череповце меня определили в батальон воздушного наблюдения, оповещения и связи, начали учить на наблюдателя. Но вначале мы прошли курс молодого бойца: переоделись в солдатские шинели, учились мотать портянки, стрелять, ползать по-пластунски. Потом подошла очередь специальной подготовки. Изучали морзянку, средства связи, учились работать на планшете, назубок вызубрили более 200 типов самолетов (немецких, советских, американских), чтобы уметь распознавать их в воздухе даже по гулу моторов.

После месяца обучения меня и еще четверых девчат отправили в село Ильинское, что неподалеку от Рыбинского водохранилища. Сидели на наблюдательных постах, отслеживали воздушную обстановку и информацию передавали в штаб батальона. Пластиковый планшет, карандаш, бинокль, телефон – вот и все причиндалы, с которыми приходилось иметь дело. А по нашей информации уже работали зенитчики, если «юнкерсы» и «мессершмиты» атаковали наши позиции.

Ох, и натерпелись мы, молодые, необстрелянные, привыкшие к домашнему теплу девчонки. Морозы стояли под 40 градусов. Не успела я вылечиться от ангины, как подморозила ноги. Питание было поначалу очень скудное, даже голубей приходилось стрелять и пускать в пищу…

В 1943 году девушек-наблюдательниц из батальона ВНОС перевели в Вологду, в дивизион ПВО Западного фронта. Через год дивизион, в котором Тамара служила телефонисткой в роте связи, перебросили на Карельский фронт.

– Там, в Петрозаводске, и встретилась я случайно со своей сестрой, – вспоминает Тамара Константиновна. – За год войны нам столько пришлось пережить, насмотреться разных ужасов, что, думалось, больше уже и не свидимся. Но, слава Богу, дожили до Победы. Из Карелии наша часть пошла на Запад – через Латвию, Литву, Белоруссию. В 1944 году в составе оперативной группы я оказалась в Барановичах. Город уже был освобожден от фашистских оккупантов, и здесь базировалось много тыловых частей, в том числе и наша рота связи, которая располагалась на улице Комсомольской…

Фронтовой путь Тамары Шабалиной отмечен орденом Отечественной войны 2-й степени, медалью «За Победу над фашистской Германией». Чуть позже к этим наградам прибавилась медаль «За долголетний добросовестный труд» – так оценило ее усердие и старания руководство районного узла электрической связи. К слову, по стопам матери пошла и ее старшая дочь Светлана. После Минского техникума электросвязи Светлана Григорьевна без малого 40 лет проработала на Барановичском РУЭС бригадиром телефонистов справочной информации, девятый год ‒ на заслуженном отдыхе.

– Правильно гласит мудрость: жизнь прожить – не поле перейти, – итожит свой рассказ ветеран войны Тамара Шабалина. – Ни у кого не бывает в жизни легких путей. Она, жизнь, всегда в полоску: то черная, то белая, словно испытывает нас. И пройти эти испытания достойно, не смалодушничать, сеять на земле только разумное и доброе – в этом, считаю, предназначение земной жизни человека.

Николай РАКИТНЫЙ.



  • Мы в социальных сетях: