Наверх

Жительница Барановичей Анна Долматова отметила свой 90-летний юбилей

30.12.2015 308 Наш край

ann_1В квартире героини моего рассказа нет роскоши и изысканного комфорта. Однако Анна Долматова, отметившая недавно свой 90-­летний юбилей, считает себя самой богатой и счастливой из женщин – словно с ангелом земным, прошла она по жизни с любимым человеком. Воспоминания о нем, дети, внуки и есть для Анны Аксентьевны самое дорогое, самое бесценное достояние…

Город Балта. Там, в полутора сотнях километров от Одессы, родилась в 1925 году Аня Гриневич. Глава семейства работал на мукомольном заводе, а мать заправляла домашним хозяйством – шестеро детских ртов было в доме: дочка Анечка да пятеро сыночков.

– Несладко жилось нам, ох как несладко, – вспоминает Анна Аксентьевна далекое детство. – Особенно в лихие 30-­е годы хлебнули мы горя. Жернова репрессий перемалывали тысячи человеческих судеб.

Мне десять годков всего было, когда отца, как «врага народа», черный «воронок» на десять лет увез в сталинские лагеря. А вслед за ним и маму сослали в Кирово­град. Старшие братья к тому времени поженились, жили своими семьями, а двоим младшим мне пришлось заменить родителей. Мама неоднократно писала Сталину о невиновности отца, и, как ни странно, ее услышали – через полгода вернулась домой она, а по распоряжению самого вождя отпустили на свободу и отца, успевшего провести два года в лагерях. Среди жителей нашего города, угодивших в списки «врагов», мои родители уцелели каким-то чудом…

А затем грянула война. Отец и четверо братьев ушли на фронт, а Аня с матерью и младшим остались в родном городе, до дна испив горькую чашу немецкой оккупации. Зато как радовались, когда пришло долгожданное освобождение, когда вся семья Гриневичей снова собралась за одним столом.

После освобождения Балты от фашистов Аня продолжала учебу в школе. Окончив десять классов, она устроилась на работу в «Уполнаркомзах» – учетчиком по сбору натуральных налогов. А в 1946 году девушка встретила своего суженого – старшего лейтенанта Василия Долматова, фронтовика, кавалера ордена Красной Звезды. Он, уроженец Алтайского края, после Хабаровского военного пехотного училища сразу убыл на фронт. Воевал в автомобильных войсках от первого до последнего дня Великой Отечественной войны, получил в боях три ранения. Красавец­сибиряк навсегда пленил сердце Анюты.

Не верьте тому, кто твердит, что не бывает на свете любви с первого взгляда. У нас с Василием Игнатьевичем именно так все и вышло: с первого взгляда – и на всю жизнь, – продолжает моя собеседница. Не сдержалась, прижала к груди портрет мужа, приложилась к холодному стеклу: «Василек мой золотой!» – Мне, когда мы познакомились, было 20 лет, а Василий был чуть старше.

Через две недели после знакомства мы расписались и прожили вместе 60 лет. Даже ни разу за это время серьезно не поругались.

Муж продолжал после войны службу в армии кадровым офицером. Куда нас только не забрасывало! Сколько гарнизонов и съемных квартир мы сменили! Из Балты переехали в Молдавию, через три года собирали чемоданы в Сталинград. Затем Мариновка была (под Сталинградом), Ростов­на­Дону, Полоцк…

Из Полоцка в начале 70-­х мы приехали в Барановичи. Здесь Василий Игнатьевич и ушел полковником в запас – окончил офицерскую службу в 8­-й радиотехнической бригаде начальником автомобильной службы. В Барановичах мы получили свою первую в жизни и единственную квартиру. Какое это было счастье после всех наших скитаний по гарнизонам, после жизни в бараке в военном городке.

Хотя, если откровенно, нам любые трудности были нипочем. Главное – рядом с тобой дорогой и любимый человек, его понимание, уважение и трепетная забота, остальные все беды перемелются. По такому правилу мы и жили, и берегли друг друга, и дочерей своих воспитывали.

Когда Василий Игнатьевич проходил кадровую офицерскую службу, очень его любили солдаты, и вышестоящее начальство ценило – не раз его отмечали за честность, трудолюбие, ответственный подход к должностным обязанностям. И семьянином он был примерным. Отправляю, бывало, его в санаторий немножко подлечиться, а он сопротивляется: куда, дескать, я без тебя, Анютка, умру ведь там с тоски. Один раз только и съездил в какой-­то санаторий. Последние годы жизни он тяжело болел, получил первую группу инвалидности, а в 2006 году его не стало…

Бесконечные переезды из гарнизона в гарнизон не дали Анне Аксентьевне приобрести какую­-либо серьезную профессию. И все же она наверстала упущенное, даже стаж трудовой умудрилась заработать приличный. В Барановичах Анна Долматова устроилась сестрой­хозяйкой в центральную городскую поликлинику. В этой скромной должности и проработала до пенсии, а уйдя на заслуженный отдых, еще 16 лет продолжала трудиться в коллективе – так же честно и добросовестно. За что и помнят ее бывшие коллеги, отзываются о ней очень тепло и уважительно.

Не забыли они свою бывшую работницу и в знаменательный для нее день – шикарный букет и подарок вручили юбилярше, хрустальными фужерами чокнулись, здоровья и долголетия пожелали. Не остались, разумеется, в стороне от этого события и близкие люди: дочери Лариса и Татьяна (в Минске живут), внучка Наталья (работник посольства) и внук Алексей (художник). Они тоже цветами и подарками порадовали маму и бабушку, к сердцу прижали человека, дороже которого нет на земле.

Николай ХУДЕНКО.



  • Мы в социальных сетях: