Количество безбилетников в городском транспорте по данным за январь–июль 2014 года снизилось на 53% в сравнении с прошлым годом.
За семь месяцев текущего года контролеры выписали 4 341 штрафную квитанцию. За такой же период прошлого года эта цифра была почти вдвое больше – 8 169. Штрафы немаленькие: за проезд без билета в городском автобусе придется заплатить 75 000 руб., в пригородном – 105 000 руб., а в междугородном –150 000 руб.
Есть у автопарка и другие способы борьбы с безбилетниками. Так, полный перечень «зайцев», пойманных контролерами за прошедший месяц, печатают в газете «Вестник автопарка» тиражом почти в 300 экземпляров. Она бесплатно распространяется через билетные киоски. Кроме того, в последнее время контролеры раздают пассажирам листовки-памятки, которые указывают на необходимость покупать талончики и проездные.
Но есть меры и пожестче:
– Если пассажир не уплатил штраф по квитанции в течение месяца, то на гражданина составляют протокол и его данные фиксируются в единой республиканской базе административных правонарушений. И это имеет серьезные последствия: неплательщика до уплаты долга могут лишить мобильной связи, ему не удастся выехать из Беларуси. Могут возникнуть проблемы при оформлении кредитов и получении руководящей должности, – рассказал «Нк» Андрей Тарасюк, директор государственного предприятия «БарановичиГорТранс».
С января по август 2014 года в Барановичах составили уже 1 288 протоколов за безбилетный проезд в транспорте. В 2013-м их было 2 100.
Стоит ли наказывать безбилетников строго?
Ирина, учитель:
– Многие люди привыкли ездить бесплатно: мол, мне всего одну остановку. Но о том, что автопарк несет от этого убытки, задумываются единицы. Поэтому принимать какие-то меры необходимо. Но они должны быть адекватными.
Андрей, инженер:
– Лояльней надо к пассажирам относиться. Наши контролеры иногда действуют слишком жестко. Недавно не смог нормально талончик с первого раза пробить. Пришлось повторить. А тут контролеры! Долго пришлось им доказывать, что билет я в этом автобусе пробивал. Еще бывает, запрыгнешь в дверь в последний момент, и тогда сможешь талончик только на следующей остановке купить. Иногда у водителей сдачи нет.
Так что в каждом случае надо отдельно разбираться, а не сразу выписывать огромный штраф.
Сергей, охранник:
– Наказывать, конечно, нужно. Но контролерам все же стоит с пониманием относиться к пассажирам. Пару раз я случайно оказывался в «зайцах». Торопясь, заскакиваешь в последнюю дверь автобуса, а там – контроль! А в начале месяца, бывает, забудешь новый проездной и со старым разъезжаешь. В таких случаях безапелляционный штраф – слишком суровая мера.
Андрей, формовщик:
– Почему одни должны оплачивать проезд, а другие нет? С другой стороны, нужно смотреть по ситуации. Как, например, оштрафовать ребенка, который едет без билета? Как пассажира меня смущает и отсутствие сдачи у водителей по утрам. Много здесь спорных моментов.
В прошлом я работал водителем автобуса. У меня такой случай был. Смена подходила к концу, и я возвращался в автопарк. Талончики к тому моменту уже закончились, о чем я сказал пассажиру, который хотел купить у меня билет. Когда зашли контролеры, я за гражданина вступился, объяснил им причину.
Вероника, туристка из Чехии:
– Мне кажется, нужно иметь очень высокие зарплаты, чтобы платить штрафы. В чешском общественном транспорте «зайцев» почти нет. На остановках все заходят в первую дверь и покупают билеты у водителя. В заднюю никак не запрыгнешь. Контролеры у нас есть, но лично я с ними дел никогда не имела.