В истории каждого государства были личности, оставившие неизгладимый след. К ним по праву можно отнести и Петра Машерова, прожившего сравнительно не долгую, но яркую и насыщенную жизнь.
Она была посвящена служению Родине и народу. Он не раз бывал на барановичской земле.
Петр Миронович родился 26 февраля 1918 года в деревне Ширки Сенненского района Витебской области. Окончил педагогический институт и работал учителем физики и математики в Россонской средней школе на Витебщине. В период Великой Отечественной войны создал из учителей-коллег, комсомольцев-старшеклассников, патриотически настроенной молодежи коммунистическое подполье. В апреле 1942 года Петр Машеров назначается командиром партизанского отряда имени Щорса, с марта 1943 года он – комиссар партизанской бригады, через полгода – первый секретарь Вилейского подпольного обкома комсомола. В борьбе против оккупантов Машеров проявил личное мужество и выдающиеся способности организатора и руководителя, принимая участие в разработке и проведении многих боевых операций, за что в 1944 году был удостоен высшей награды Родины – звания Героя Советского Союза.
После освобождения республики от немецко-фашистских захватчиков Петр Миронович работает первым секретарем Молодечненского обкома комсомола, секретарем, а с 1947 по 1954 год – первым секретарем ЦК комсомола Беларуси. К этому периоду относится и первое знакомство Машерова с Барановичским районом. В 1953 году по заданию ЦК Компартии Беларуси ему было поручено изучить вопрос о ходе коллективизации сельского хозяйства в западных областях республики. Он выбрал для посещения тогдашний Городищенский район, где первым секретарем райкома партии являлся его соратник по партизанскому движению на Витебщине, а затем переброшенный через линию фронта для организации партизанской борьбы на территории Барановичской области Семен Павлович Лесничий.
Вот как вспоминает этот момент Абрам Аронович Мацковский, работавший в то время директором Кутовщинской гидроэлектростанции, которому как члену KПCC бюро Городищенского райкома KПБ поручило организовать колхоз в деревне Карчево. Всю ночь там шло собрание по обобществлению излишков земли у крестьян. Утром народ собрался на краю деревни для обрезки излишков земли и передачи ее в колхоз. В это время у поля остановилась «Победа». Из нее вышли Семен Лесничий и незнакомый высокий молодой человек. Семен Павлович представил молодого человека: «Петр Миронович Машеров, первый секретарь ЦК комсомола Беларуси, приехал к нам в район для изучения хода коллективизации сельского хозяйства».
Это было первое, но далеко не последнее посещение Машеровым нашего района. Он неоднократно бывал у нас, работая первым секретарем Брестского обкома партии, первым секретарем ЦК Компартии Беларуси. По воспоминаниям Николая Владимировича Доменикана, являвшегося тогда первым секретарем Барановичского райкома партии, Петр Миронович любил на вертолете приземляться возле березовой рощи, что за деревней Столовичи. Роща и холмистые поля вокруг нее напоминали ему родную Витебщину.
Всем известно, как Петр Миронович относился к кадрам, насколько был требователен и строг и вместе с тем уважителен к ним. Он интересовался простыми тружениками, новаторами производства, лично знать которых считал свои долгом. Для Машерова было характерно во время облета хозяйств на весеннем севе или уборке неожиданно приземлиться возле одиноко стоящего трактора с посевным агрегатом и не сеющего, возле простаивающего комбайна, выяснить причину.
Как бывший партийный работник, могу сказать, что Петру Мироновичу порой было нелегко отстаивать позицию Беларуси перед Москвой в вопросах разработки и обоснования годовых и пятилетних планов развития народного хозяйства. Москва хотела взять чем побольше, и в первую очередь продуктов питания для своих промышленных центров, но в ответ встречала твердую и аргументированную позицию Машерова: «Народ нас не поймет». Беларусь считалась самой благополучной и динамично развивающейся республикой во всем СССР, за что Петру Мироновичу в 1978 году было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Несмотря на высокое звание, холодок во взаимоотношениях Москвы и Минска чувствовался. И не только из-за принципиальной позиции Петра Мироновича. Наблюдался он и в личных отношениях Брежнева к Машерову. Приведу малоизвестный факт. Существующий в США институт Гэллапа, который изучает общественный рейтинг известных партийных и государственных деятелей, в бывшем советском руководстве поставил Петра Мироновича на 3–4-е место, а Брежнева – только на 7-е. Этого Брежнев не мог не знать.
Вместе с тем Москва поручала Петру Мироновичу задания большой государственной важности. Известно, что в конце 60-х годов разладились советско-кубинские отношения. Москва не хотела доводить отношения до полного разрыва и искала, кому можно поручить исправление ситуации. Выбор пал на Машерова. Расчет был следующий: он и Фидель Кастро в молодые годы партизанили, оба сражались за свободу своего народа, и у них должен получиться диалог. Поэтому во главе советско-партийной делегации на Кубу был отправлен Машеров. Петр Миронович блестяще справился с поставленной задачей, все вопросы были урегулированы. Через некоторое время последовал визит в Москву Фиделя Кастро. При этом он высказал желание посетить Беларусь. Я, в то время студент, был свидетелем теплой встречи минчанами Фиделя Кастро. Нам разрешили прервать лекцию, мы подошли к окнам, раскрыли их и приветливо махали руками движущемуся почетному эскорту, посреди которого в открытой легковой машине стояли, улыбаясь и приветствуя минчан, Фидель Кастро и Петр Машеров.
И еще один эпизод встречи с Петром Мироновичем. Я тогда работал в райкоме партии. В 1977 году на базе Брестской области проходил республиканский семинар по сельскому хозяйству. Больше всего объектов показывалось в Барановичском районе. Лично я был ответственным за подготовку к показу молочно-товарного комплекса в деревне Старый Двор и свинокомплекса в Залюбичах, поскольку курировал партийную организацию колхоза «Победа». Я видел, как Петр Миронович внимательно слушал колхозных специалистов, разговаривал с председателем колхоза, своим старым знакомым Абрамом Мацковским, задавал проблемные вопросы сопровождавшим его работникам Министерства сельского хозяйства, беседовал с тружениками колхоза, тепло встречавшими его. На меня и окружающих он производил впечатление безукоризненной внешностью, аккуратностью и, даже можно сказать, элегантностью.
Таким он останется в моей памяти – доступным, человечным. Петр Машеров погиб в автомобильной катастрофе в 1980 году.
Сегодня мы отмечаем 95-летие со дня его рождения. Этот человек заслужил всенародное уважение. Он был верен своим идеалам до конца, невзирая ни на какие жизненные испытания.