Наверх

Зарплата в конверте: чтобы не было мучительно больно…

16.11.2012 254 Наш край

То, что зарплата, преподнесенная шефом в конверте, попахивает криминалом, сообразит даже самый безграмотный в юридическом отношении гражданин. Однако ослепленные иллюзией «больших денег» некоторые работники по-прежнему идут на сговор с озорно подмигивающим работодателем, даже не подозревая, чем всё это аукнется.

Наказание приходит чаще всего не с суровым блюстителем законности, а… с годами, которые неумолимо приводят к пенсионной черте. Тут-то и понимает наш незадачливый герой, что сговор выгоден был только его хозяину-дельцу, а его обвели вокруг пальца, надули или, как еще конкретнее выражается наш народ, оставили в дураках. Но суетиться и рвать на себе волосы поздно – жизнь произвела окончательный расчет.

В справедливости этих слов имел счастье, а точнее, несчастье убедиться не один горожанин, чья молодость пришлась на начало 1990-х, когда у нас узнали, что такое зарплата в конверте. Тогда, во времена экономического упадка и хаоса, весьма жизнеутверждающе смотрелись всевозможные кооперативы и прочие порождения частной инициативы, которые множились, будто популяция кроликов. Однако с такой же скоростью многие фирмы закрывались. Сегодня те, кому в 1990-м было 40, уже пенсионеры. Обращаясь в городское управление по труду, занятости и социальной защите за начислением пенсии, они зачастую познают вместе с ее размером горечь «ошибок молодости». Печальные истории похожи одна на другую, поэтому мы вместе с заместителем начальника управления, начальником отдела пенсий и пособий Натальей Фалеевой и главным специалистом отдела методических вопросов пенсионного обеспечения Яниной Лобко расскажем их в обобщенной форме. Имена персонажей выдуманы, остальное – правда жизни.

Василий Шишов, который среди знакомых слыл умельцем, с радостью устроился в 1993 году в строительный кооператив электриком, мечтая быстро накопить денег на иномарку. Хотя хозяева кооператива, поговаривали люди, – ребята ушлые и склонные к авантюрам, Васю это не остановило. Чего не сделаешь ради мечты! А говорят – и кур доят. Пусть платят деньги хоть в конверте, хоть в открытке – главное, чтоб платили и платили побольше. За столько лет на подержанную машину Василий, конечно, накопил, но сейчас ему отчего-то нерадостно. В собесе, куда он пошел оформлять документы на пенсию, сказали, что документы кооператива, через несколько лет распавшегося, в архив не поступали. А значит, коэффициент за 1993–1995 годы, время работы Василия в фирме, нулевой. Что и сказалось на размере пенсии. В ответ на горячие заявления бедного Васи о том, что у него была в эти годы хорошая зарплата, сотрудница управления по труду, занятости и соцзащите только развела руками: «К сожалению, ничем не могу помочь. Обращайтесь в суд, попытайтесь добиться документального подтверждения своим словам».

А вот Евгению Баксову повезло еще меньше. Нет, вначале ему казалось, что как раз-таки повезло. Женьку постоянно попрекала жена, что мало денег в дом приносит: «Вон, посмотри на соседа, у частника работает – как супруга его, детишки приодеты. Мебель недавно купили, стиральную машину. А ты вкалываешь на своем заводе – и толку». Но тут встретил Евгений приятеля, которого сто лет не видел, – и тому, как оказалось, заделавшемуся индивидуальным предпринимателем, позарез нужен ответственный человек, на которого можно положиться. Ну, конечно же, это Женька, кто же еще? «Платить буду хорошо, дружище. Но тут есть одно дело. Мы ж свои люди, старик? Пока я не раскрутился, большую часть денег буду платить «в конверте». Ну ты ж сам понимаешь, я еще не миллионер, я только учусь», – доверительно рассказал об особенности ведения бизнеса приятель за кружечкой пива непросвещенному Женьке. Тот не раздумывая согласился: «Наконец-то жена будет довольна!»

С тех пор прошло больше десяти лет. Когда у знакомого стал разваливаться бизнес, Женька нашел работу у другого частника. За эти годы супруга Баксова не раз пофорсила в модных платьях, но сейчас почему-то снова очень недовольна Женькой.

«Все люди как люди. А ты!.. Вон, дружок твой на заводе работать остался – и то пенсия больше, чем у тебя!» – со знанием дела пилила на днях она своего благоверного.

А всё дело в том, что при начислении пенсии годы, в течение которых Женька трудился на благо знакомого предпринимателя, даже не включили в стаж, не говоря уже о коэффициенте, поскольку Баксов не смог представить справку с места работы. Экс-бизнесмен куда-то пропал, а когда друзья подсказали Баксову его телефон, сделал вид, что даже не узнал своего былого приятеля и работника. Одноклассник-юрист объяснил Евгению, что без справки время работы начиная с 1998 года, когда в пенсионном законодательстве произошли перемены, никто в стаж не включит. Если есть косвенные доказательства того, что Баксов в 1999–2001 годах трудился у предпринимателя, поможет обращение в суд. А вот с коэффициентом точно дело труба: зарплата в конверте, которую получал Женя, вылезла ему боком. Большую часть пенсии, которую он мог бы получать, не будь таким наивным и сговорчивым, Баксов никогда не получит.

И еще один характерный эпизод из жизни. Елена Рублева работала скромным секретарем, и зарплата ее никогда не баловала. В 2003 году ей до пенсионного возраста оставалось не так уж много, лет восемь, и Елена, решив, что терять ей нечего, впервые решила рискнуть. По объявлению нашла частную фирму, которой требовался опытный спец по бумажным делам, позвонила. И, когда успешно прошла собеседование, с воодушевлением бросила опостылевшую за много лет прежнюю работу. На новом месте Рублева была удивлена не только интерьером офиса, где всё было сплошь «евро», но и заработком, который почти в два раза превосходил ее былое жалованье. Правда, большая часть зарплаты не проходила по бухгалтерским документам, в которых значилась сумма даже гораздо меньшая, чем ей платили на прежнем месте работы. Однако это ничуть не смутило счастливую женщину. Ровно до тех пор, пока не пришла пенсионная пора и Елена не узнала, что в стаж ей засчитают меньше лет, нежели она проработала. И никакой ошибки здесь нет. Поскольку ее зар-
плата в документах фирмы порой недотягивала до минимальной, засчитывался не календарный год, а, скажем, восемь месяцев.

– Всего в городе получают трудовую пенсию в минимальном размере более тысячи человек, – говорит Наталья Фалеева. – Это те люди, у которых стаж есть, а заработка, судя по документам, почти не было. Безусловно, у каждого на то свои обстоятельства, но можно уверенно предположить: многие сегодня имеют такую пенсию из-за того, что получали доходы, которые не отражались в документах. Иначе за чей счет человек жил?

– К сожалению, люди у нас живут одним днем, не задумываясь о своем будущем. Кажется, что пенсия так далеко… Но приходит она всегда быстрее, чем кажется, – говорит коллега Натальи Анатольевны Светлана Дунец, заместитель начальника управления, начальник отдела труда.

К Светлане Владимировне нередко приходят горожане и жалуются, что наниматель заплатил за труд меньше, чем обещал, затягивает с выплатой зарплаты или вовсе не желает рассчитываться с работником. В большинстве случаев к таким результатам приводит юридическая беспечность самих тружеников.

– Доходит до того, что обманутые горожане приносят трудовые договоры, в которых не прописано даже, сколько времени будет работник трудиться и сколько денег будет за это получать! Ну неужели непонятно, что если человек, к которому вы устроились на работу, не спешит закрепить свои обещания относительно денежного вознаграждения за ваш труд на бумаге, то это первый признак недобросовестности? – удивляется Светлана Дунец людской доверчивости. – Как можно работать на такого шефа?

Местная власть делает всё от нее зависящее, чтобы положить конец «конвертным» зарплатам. Недавно, к примеру, прошло совещание с участием председателя горисполкома Виктора Дичковского. На него пригласили предпринимателей, руководителей фирм, у которых работники получают минимальную заработную плату, что может быть признаком «быстрых денег в конверте». Пригласили, чтобы напомнить о той ответственности, которую предусматривает закон за такого рода нарушения. Для более конкретных действий, нежели предупреждения, нужны конкретные факты. А как они попадут к компетентным органам, если работник, их умалчивая, по сути, покрывает своего будущего обидчика, который оставит трудягу без достойной пенсии? Вкус денег, увы, притупляет осмотрительность, за что приходится расплачиваться в старости.



  • Мы в социальных сетях: