Наверх

Занятия с репетитором – не панацея, но родительский кошелек облегчат

10.09.2014 742 Наш край

Почему одни выпускники набирают на тестировании 100 баллов, а другие не в состоянии преодолеть «планку»?

Достаточно ли старательно учиться в школе, чтобы поступить в вуз, или дорога к высшему образованию лежит только через занятия с репетиторами? Эти вопросы обсуждали участники круглого стола, организованного «Нашим краем».

Игорь Дубень, декан факультета довузовской подготовки БарГУ, заместитель председателя комиссии пункта тестирования № 603:

– Исходя из восьмилетнего опыта своей работы, наблюдений за абитуриентами, могу отметить, что успех поступления в вуз зависит от нескольких факторов. Пожалуй, самый  главный – целеустремленность самого абитуриента. Если нет желания учиться, то все другие факторы не будут играть никакой роли.

Второй фактор – родительский контроль и поддержка абитуриента.

Факторами, влияющими на успешность поступления, также являются школа, факультативы, подготовительные курсы, репетиторы. Расскажу, насколько эффективным является каждый из них.

Главный критерий эффективности школьного обучения – процент выпускников, преодолевших порог баллов по различным предметам. По результатам нынешней вступительной кампании лидерами в нашем городе являются все гимназии и лицей.

По сравнению с теми абитуриентами, которые нигде не занимались, слушатели факультативов имеют на тестировании плюс десять баллов, а по сравнению со средним баллом по нашему пункту тестирования – плюс два с половиной балла.

Определенную роль играют и подготовительные курсы. Кто регулярно посещал все занятия и выполнял домашние задания, показал хорошие результаты. Так, одна из девочек, занимавшихся на подготовительных курсах при нашем университете, набрала сто баллов на тестировании по физике. Ну а те, кто ходил на занятия из-­под палки, от случая к случаю, высоких результатов не добились.

Каждый шестой абитуриент, занимавшийся с репетитором по физике или математике, не смог преодолеть пороговую планку баллов. Это означает, что около 12 процентов родителей просто выбросили свои деньги. По другим предметам картина немного другая, но и там в среднем 6,2 процента абитуриентов не преодолели планку. Я считаю, что данные здесь даже немного занижены, поскольку далеко не все абитуриенты честно говорят, что занимаются с репетиторами.

На мой взгляд, это означает, что занятия с репетитором  вовсе не панацея, как считает большинство родителей. Более того, лично я против репетиторства. Да, репетитор действительно может помочь подготовить абитуриента на высоком уровне, но здесь есть одно существенное «но»: многие ученики «подсаживаются» на такие занятия и в дальнейшем не могут самостоятельно учиться в вузе. Проблема в том, что репетиторство не способствует выработке навыка самостоятельной работы.

Так, сегодня уже в начальной школе некоторые родители берут репетитора. А что будет тогда в восьмом классе – пять репетиторов?

Я уверен, что обращаться к репетиторской помощи можно лишь в крайнем случае. Более того, убежден, что реальную помощь это окажет лишь сильному и целеустремленному ученику.

Многие абитуриенты и их родители сомневаются, нужно ли ходить на репетиционное тестирование. Однако статистика свидетельствует, что те из ребят, кто ходил хотя бы на один этап, значительно лучше сдали централизованное тестирование. В среднем по всем предметам у них плюс 16 баллов. А по физике, например, у них плюс 19 баллов. Если средний балл по нашему пункту тестирования составил 22,5, то у прошедших репетиционное тестирование – 41,8 балла.

Судя по данным анкетирования, большая группа абитуриентов не уделяет подготовке к тестированию серьезного внимания. Так, факультативы посещают 1,4 процента, занимаются с репетитором – 25 процентов, посещают подготовительные курсы – 22 процента. Получается, что более половины абитуриентов рассчитывают только на свои силы либо не готовятся вовсе.

Елена Чучманская, заместитель начальника отдела образования райисполкома по учебно­воспитательной и методической работе:

– Специфика подготовки наших выпускников такова, что посещать подготовительные курсы они могут только по выходным, ведь дети живут далеко от города. Учитывая это, районный отдел образования старается создать все условия для успешной подготовки наших учеников. Так, с этого года мы заключили договор сотрудничества с БарГУ. Планируем привлечь преподавателей университета к подготовке  абитуриентов к тестированию.

Что касается сдачи нашими выпускниками тестирования,  то картина на уровне других районов неплохая. У нас есть ученики, набравшие 89 баллов по биологии, 86 – по химии. Есть результаты выше 80 баллов по английскому, немецкому, математике, физике. Для района это достаточно высокие баллы. Они позволяют поступить в те вузы, которые дети для себя выбрали.

Я уверена, что успех сдачи тестирования зависит от самого учащегося, его способностей, желания, общего уровня подготовленности. Если ученик со средних классов знает, куда хочет поступать, у преподавателя достаточно времени, чтобы качественно его подготовить. Тем более, что многие наши классы малокомплектные. По сути, это то же самое репетиторство. А добавьте сюда факультативы, которые есть в каждой школе…

Юлия Тарасова, заведующая городским учебно­-методическим кабинетом:

– Среди выпускников гимназий и лицея процент поступивших в вузы составляет от 93 до 98 процентов. Из учащихся, закончивших средние общеобразовательные школы, около 60 процентов стали студентами высших учебных заведений. Остальные продолжают образование в средних специальных учебных заведениях, что очень важно в современных условиях развития Беларуси.

По средним баллам на ЦТ Барановичи – лидер в Брестской области, а по восьми предметам уровень наших абитуриентов выше, чем среднереспубликанский. И это свидетельствует о хорошем педагогическом потенциале города.

Безусловно, в первую очередь успешная сдача тестирования зависит от личности учащегося. Именно он должен четко представлять, какова его дальнейшая жизненная траектория, соизмерять желания и возможности.

Второе по важности место в успешности поступления занимает позиция родителей. Они являются рычагом, направляющим ребенка к достижению цели.

Могу заверить, что в городе делается все возможное, чтобы удовлетворить запросы учащихся. В каждом учреждении образования действуют факультативы, подготовительные курсы. Каждое учреждение образования очень ответственно подходит к отбору учителей, которые будут работать в старших классах, учитывают, насколько сможет тот или иной педагог подготовить детей к централизованному тестированию.

Любой вопрос, встречающийся в заданиях тестов, на сто процентов есть в школьном учебнике.  Задания углубленного характера тоже имеются, но они рассчитаны на сильного абитуриента, стремящегося набрать выше 80 баллов. Такие баллы нужны для поступления на гиперпрестижные специальности, для поступления же в большинство вузов достаточно просто показать результат выше среднего.

За последние два года мы наблюдаем максимальное упрощение тестов. В этом году специалисты по физике и математике отмечали, что подобная тенденция была очевидной. Убираются некорректные вопросы, задания с двояким трактованием.

 Важно также понимать, что тестирование – это не только знания, но и умение настроить себя на работу, собранность, спокойствие. 

Алина Марчук, заместитель директора гимназии № 4 по учебной работе:

– Целеустремленный ученик однозначно может сдать тестирование без помощи репетитора. И хороший учитель будет ему лучшим помощником.

Приведу несколько цифр по нашей гимназии: с 1994 года в высшие учебные заведения поступает не менее 94 процентов выпускников. Два года мы добивались стопроцентного результата. По итогам нынешней вступительной кампании студентами стали 98 процентов наших детей. За такой результат мы говорим спасибо выпускникам, а они – учителям.

В гимназиях и лицее в старших классах учащиеся занимаются по выбранным направлениям. Сейчас снова можно использовать мультипрофильное обучение (мы работали по этой технологии с 2003 по 2008 год). Например, ученик в физико-математическом классе собирается стать экономистом. Физика ему при поступлении не нужна. Мультипрофильная организация обучения позволяет выбрать те предметы, по которым будет тестирование.  В нашем примере это английский и русский языки. 

Я уверена, что школа способна подготовить ученика к тестированию. Я, к примеру, русист. Мои дети идут в этом году в восьмой класс. На днях они подошли ко мне и попросили позаниматься, чтобы вспомнить изученное и подготовиться к занятиям. Начали занятие мы с тестирования. Я показала ученикам: все, что впоследствии будет в тестировании, мы проходили в школе. Уже сейчас, после седьмого класса, они в состоянии выполнить большинство заданий, ведь такие разделы, как «Фонетика», «Орфография», «Словообразование» (заданий в тестах по ним очень много) изучены. Проблема только в том, что впоследствии многое забывается. Ученик же, который целеустремлен, повторит программу и будет готов к испытаниям.

Многие родители считают, что без репетитора поступить в вуз невозможно, но я с ними в корне не согласна: ленивого ученика не заставит учиться никто и ни при каких обстоятельствах.

На мой взгляд, важная ступень к успеху – репетиционное тестирование. Оно позволяет увидеть ошибки, заранее устранить пробелы. Бывает, что дети даже меняют предметы, когда понимают, что успешно сдать ту же физику, например, не получится.

Причину повального увлечения репетиторами я вижу в том, что школьники не приучены к самостоятельности. В начальной школе родители вместе с детьми делают домашнее задание. У учителя начальных классов дома телефон разрывается от звонков пап и мам, которые спрашивают, как решить задачку, сделать другие уроки. Иной раз и вместо ребенка все делают. На деле роль родителя должна заключаться только в контроле. Если ребенок не понимает, отправляйте его к учителю.

Вторая причина – смена родительской позиции при переходе ребенка в пятый класс. Еще вчера они считали свое чадо маленьким и помогали ему, а тут вдруг решают, что теперь он уже взрослый и все может делать сам. Но это труднейший этап в школьной жизни. Вместо одного привычного учителя появляется много. Все они разные, со своей манерой поведения и преподавания. И привыкнуть к такой перемене детям сложно. Начинают появляться пробелы в знаниях. И если не принять срочных мер – придется обращаться к репетитору.

Светлана Киреева, мама выпускника 2014 года:

– Если раньше репетиторства практически не было, то сегодня все считают, что без репетитора ребенок не поступит. Готовясь к круглому столу, я обзвонила очень многих родителей, чьи дети уже поступили или только будут поступать. Их мнение на этот счет единодушно: Света, только репетиторы! Ты же сама знаешь, что школа ничего не дает.

Почему сложилось такое мнение? На мой взгляд, причин несколько. Расскажу о своем опыте. Мой сын пошел в первый класс, который занимался по программе «Шаг за шагом». Эта методика предполагала развитие самостоятельного мышления. Все предположения детей учителем не отвергаются, ученики мыслят, развиваются. Так наши дети и учились. Это был сильный класс. Они были свободны в высказываниях, могли встать на уроке – это не запрещалось. В пятом классе детей перевели на традиционное обучение. Появился новый классный руководитель, сильный преподаватель, но, по сути, консерватор. Детей начали одергивать. У учителя не получилось наладить контакт с классом, а это стало сказываться на учебе. Из этой истории я сделала вывод: должно быть единообразие требований к образовательной программе.

Еще одна проблема – частая смена учителей.

Кроме того, на мой взгляд, в старших классах некоторым предметам уделяется мало внимания. За два урока в неделю физику выучить невозможно.

Мой сын решил сдавать физику только в одиннадцатом классе. Репетитора у нас не было. Сдать успешно тест не удалось. И такая картина не только у нас.

Конечно, родители тоже должны работать на результат. Нужно поддерживать ребенка, направлять его, но и давать отдохнуть. Ведь им на самом деле сложно, они не роботы.

Анна Пузанова, студентка первого курса БГУ:

– Я решила сдавать тестирование по физике, прекрасно понимая, что физика – самый сложный предмет. Чтобы добиться успеха, занималась на факультативах, с репетитором, ночами решала задачки. И добилась результата: тест сдала на 100 баллов.

Думаю, что мой результат – это итог всей подготовки и с репетитором, и на факультативах. Просто я очень много решала,  «набила» руку, и никакие самые сложные задания мне были не страшны.

Очень благодарна нашему учителю физики – творческому человеку, настоящему педагогу. С удовольствием ходила на его факультативы. Он придумывал задачки сам, чтобы мы не могли нигде списать, и чтобы нам было интересно.

Лично мне попадались очень хорошие учителя, которые действительно помогали готовиться к тестам. Помог и репетитор. Занятия с ним позволили мне много практиковаться в решении задач, набить руку. Однако, считаю, что если не выполнять задания, которые дает репетитор на дом, результата от занятий не будет. Я тоже считаю, что главное – сам ученик, его желание учиться.

В школе и лицее я посещала факультативные занятия. В лицее, например, такие занятия обязательны по всем профильным предметам. Но и в 19-­й школе, где я училась раньше, 90 процентов моих одноклассников ходили на факультативы по математике, физике.

Хороший опыт дает репетиционное тестирование. Человек понимает, сколько времени можно тратить на решение каждого задания, как его правильно распределить, меньше волнуется на централизованном.

Также очень важна поддержка родителей. Мои родители очень хотели, чтобы я была филологом. Но я сразу ухватилась за физику и математику. Папа, мама, бабушка сначала пытались меня отговорить, но после они поддержали мой выбор.

А у некоторых моих одноклассников недопонимание с родителями осталось. Знаю, были даже ссоры и скандалы. Родители настаивали: нет, ты не будешь экономистом, а пойдешь учиться на фармацевта. Такая позиция однозначно негативно скажется и на подготовке к испытаниям, и на сдаче тестов. 

Александр Житко, студент первого курса БГУ:

– На мой взгляд, самое большое влияние на успешную сдачу тестов оказывает не давление родителей или мотивация поступить, а просто желание учиться, узнавать новое. Лично я успешно сдал тесты и поступил в вуз потому, что мне было интересно учить физику и математику.

Да, я занимался с репетиторами, они выполняли функцию некоторого давления. И мне это было нужно, потому что сам себя заставить учить я не мог: хотелось посидеть в компьютере, пообщаться с друзьями. 

Репетиторы – это и мотивация кроме того. Если ты не учишься, то родители просто выбрасывают деньги на ветер.

Лично я считаю, что никто на факультативы не хочет ходить, потому что многие воспринимают их просто как еще один урок. И я их воспринимал именно так.

К тому же, как правило, факультативы проходят седьмым­–восьмым уроком, мы уже устали, не можем сосредоточиться, новый материал воспринимается с трудом. Да и устаешь сидеть целый день в школе, хочется сменить обстановку. Хотя, конечно, даже услышанное вполуха может потом в нужный момент всплыть в памяти. 

Ищем репетитора

По информации городской инспекции Министерства по налогам и сборам, в нашем городе сейчас занимается репетиторством около 50 человек. Как правило, к середине учебного года эта цифра увеличивается в несколько раз. Кроме того, далеко не все репетиторы спешат официально оформить свою деятельность.

Поиск репетитора проходит двумя путями: по объявлениям (в газетах, на сайтах и даже на автобусных остановках) или по рекомендациям знакомых. Объявление может дать даже человек, который не работает преподавателем, а решивший, к примеру, немного подзаработать студент. Будет ли прок от таких занятий – большой вопрос.

Второй способ более популярен и безопасен. Родители и ученики заручаются успешным опытом других абитуриентов. Однако стоит помнить, что стиль преподавания того или иного репетитора может подойти не каждому ученику.

Попасть на занятия к хорошему репетитору непросто. Как правило, занятия с ним резервируются задолго до их начала – весной, если время общения с учеником запланировано на осень.

Качественное репетиторство предполагает не просто перечитывание учеником учебников, а занятия по индивидуальной программе, которая зависит от уровня подготовки выпускника.

 

Считалка «Нк»

Цены на услуги репетитора зависят от многих факторов, начиная от опыта преподавателя и заканчивая предметом, по которому будут идти занятия. Самые дорогие  – физика, математика, английский. Цены за час занятий по этим предметам могут доходить до 15 долларов в эквиваленте. Средняя же стоимость одного часа занятий по городу – 10 долларов. Несколько дешевле обойдутся уроки по истории, обществоведению, географии.

При средней стоимости 10 долларов за час, если занятия с репетитором будут проходить с сентября по май по два часа в неделю (среднее количество занятий), родители выложат 720 долларов. И это только за один предмет.

 

Как оформить репетиторство

Законодательством определено, что репетиторство не относится к предпринимательской деятельности, если физическое лицо осуществляет его самостоятельно, без привлечения иных физических лиц. В таком случае регистрация в качестве индивидуального предпринимателя не требуется.

Чтобы все было по закону, до начала оказания репетиторских услуг необходимо сообщить в налоговый орган по месту жительства о намерении осуществлять данную деятельность и уплатить единый налог. Его размер исчисляется исходя из ставок налога, установленного областным Советом депутатов, и составляет на сегодня 175 000 рублей в месяц.

Уплата налога производится только за те месяцы, в которые осуществляется репетиторство. При этом вести учет доходов, составлять и предоставлять отчетность в налоговый орган не требуется. Для некоторых категорий граждан предусмотрена льгота в уплате налога.

В случае установления налоговым органом факта занятия репетиторством без уплаты единого налога к правонарушителю применяются меры административного взыскания в виде штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога, но не менее половины базовой величины (75 000 рублей).

Языком цифр

В минувшем учебном году на обучение одного школьника из бюджета было потрачено 10 842 700 рублей.



  • Мы в социальных сетях: