В самых немыслимых условиях, обреченные на смерть, безоружные, ежедневно истязаемые тяжким трудом и пытками, тем не менее, они узники гетто, не сдавались и не ждали безропотно своей участи, как обычно думают. В этом убедились ребята из технологического колледжа Барановичей, посмотрев документальный фильм о восстании гетто «Лахва. Цена свободы», автор сценария которого, тележурналист Борис Герстен, приехал в Барановичи.
То, что фильм сохранил предельную документальную точность и не содержит прикрас, каждый понял, слушая Барановичского межрайонного прокурора Александра Карлюка. Александр Павлович – частый гость в молодежных аудиториях, встречается с теми, кому нести правду о войне дальше. В этот раз, что особенно символично, встреча состоялась в Международный день памяти жертв преступления геноцида, чествования их достоинства и предупреждения этого преступления.
– В Серебрище пришли полицаи – я всегда останавливаюсь на этом моменте, – подчеркнул Барановичский межрайонный прокурор, раскрывая один из эпизодов в расследовании уголовного дела по факту геноцида белорусского народа. – Это не захватчики, а предатели, которые надели бело-красно-белые повязки и пошли убивать своих же соседей. Семью из 12 человек провели по деревне. Женщинам надели венки из колючей проволоки. Как рассказала свидетель, девочка лет семи просила карателей сохранить ей жизнь, не убивать маму и папу. Старший сын пытался убежать, однако полицаи остановили его окриком и пригрозили, что убьют мать, если он не вернется. Во время экспертизы было установлено, что все, включая детей, были убиты. Стреляли преимущественно в голову.
«Лахва. Цена свободы» – фильм о смелости и отчаянии, о жертвенности и предательстве, о надежде и обреченности…
Лахва – небольшое местечко на Брестчине. Что любопытно – все роли сыграли не профессиональные актеры, а местные жители без особой подготовки. Сам Борис Герстен признался, что не особенно-то верил, что из этой идеи что-то выйдет, полагая, что это авантюра, однако современные жители Лахвы постарались на славу. Фильм воссоздает хронологию войны, которая нарушила здесь привычную жизнь. Вот около двух десятков пьяниц, жуликов и бездельников охотно подались в полицаи. Вот вермахт сменили эсэсовцы. Вот глава юденрата пытается убедить немцев не убивать узников, пытаясь спасти их хотя бы тем аргументом, что немцы останутся без рабочей силы. Но даже этот аргумент не действует, фашисты непреклонны, зато безоговорочно срабатывает «сувенир» – золотые часы, облагороженные алмазами…
Однажды узники гетто осознают, что, возможно, это их последний день жизни, даже дорогие дары уже не спасут. Они понимают, что большинство из них погибнет, но зато, восстав против фашистов, они спасут свою честь и хоть кто-то да выживет и расскажет правду обо всем, что им довелось пережить. Без такой картины трудно было бы представить, что творилось в тот день в гетто… Не желая умирать от фашистских пуль, многие забегали в дома и сгорали заживо.
Кстати, мало кто знает, что попытки организовать сопротивление фашистам были и в Барановичском гетто. Так, в 1942 году члены подпольной дружины гетто и небольшой группы партизан напали на гебитскомиссариат, чтобы отвлечь немцев от побега узников. Фашисты без труда уничтожили отчаянных смельчаков, но зато кому-то из узников удалось бежать. Это был один из немногих шансов для спасения. 80 лет назад, 17 декабря 1942-го, нацисты уничтожили гетто, после чего вывесили на въезде в Барановичи табличку: «Город свободен от евреев».
Автор сценария признался, что тема холокоста важна для него:
– Первая семья моего отца погибла в гетто, его сестру спасла одна женщина, которая год прятала ее в подвале, а брата спасли католические монахи, которые взяли его к себе в монастырь, несмотря на другое вероисповедание.
– Потратьте 5-10 минут времени, чтобы узнать, что такое холокост, – обратилась к молодежи заместитель председателя Союза белорусских еврейских общественных объединений и общин Елена Кулевнич. – Чем более пытлив будет ваш ум, тем больше шансов, что ошибки прошлого не повторятся.
Как сказала председатель клуба еврейской культуры «Шалом» Ирина Долгополова, память – прочный, несгибаемый стержень, объединяющий поколения рода человеческого.
Виталий ГЕРЦЕВ
Фото Бориса НОВОГРАНА