Каждый человек ищет свои способы самовыражения. Кто-то предпочитает соорудить прическу а-ля «супер-ирокез», другой сочиняет музыку или пишет стихи. А есть те, кто в качестве выражения своей сущности предпочитает оставлять «автографы» в общественных местах.
Не так давно чуть ли не половина города пала жертвой такого вот «художника». На некоторых улицах не осталось буквально ни одной калитки или стены, где неизвестный вандал не оставил бы цветную закорючку. И нисколько не волновало этого горе-рисовальщика, что своими «художествами» он портит вид города, заставляет владельцев частных домов и представителей жилищно-коммунального хозяйства тратить деньги на покупку краски и время – на уничтожение надписей.
Во времена моего детства за рисованием на стене многоэтажного дома дворник застукала двух моих одноклассников. Наказание им придумали справедливое: стереть нарисованное. Помню, несколько дней мальчишки маялись у той злополучной стены: краска попалась стойкая, стираться не желала.
История послужила хорошим уроком: хулиганистые по натуре одноклассники на стены больше никогда не покушались.
В наше время любителей настенной «живописи» ожидает еще более серьезное наказание.
– Несанкционированное нанесение надписей или рисунков на стенах, ограждениях и других объектах является нарушением закона, – объясняет заместитель начальника Барановичского ГОВД – начальник милиции общественной безопасности Алексей Трофимов. – В зависимости от нанесенного ущерба данное нарушение может являться административным правонарушением либо уголовным преступлением.
В Кодексе об административных правонарушениях разрисованные стены трактуются как умышленное уничтожение либо повреждение имущества.
– Умышленное уничтожение либо повреждение имущества, повлекшие причинение ущерба в незначительном размере, если в этих действиях нет состава преступления, влекут наложение штрафа в размере до 50 базовых величин (до 9 миллионов рублей – прим. автора), – объясняет Алексей Трофимов. – При этом под повреждением имущества – здания, сооружения – в нашем случае понимается причинение ущерба посредством надписи, рисунка. Размер ущерба определяется собственником здания. Кроме того, при определении взыскания оцениваются также содержание надписи, рисунка.
Если эти самые надписи или рисунки трактуются как грубое нарушение общественного порядка и выражают явное неуважение к обществу, речь идет уже об уголовном преступлении – хулиганстве.
– Нанося надпись на здание или сооружение, мало кто задумывается, что за этим может последовать возбуждение уголовного дела, – подчеркивает Алексей Трофимов. – Вместе с тем Уголовным кодексом Республики Беларусь за подобные деяния, трактуемые как хулиганство, предусмотрено наказание – от общественных работ или штрафа до реального лишения свободы. Отправиться в места лишения свободы можно на срок от шести лет, в зависимости от тяжести совершенного преступления.
Еще строже закон обходится с теми, кто решил оставить свой «автограф» на сооружениях, относящихся к историко-культурным ценностям, либо на объектах, которым может быть присвоен статус историко-культурной ценности.
– Согласно статье 344 Уголовного кодекса Республики Беларусь, умышленное уничтожение либо повреждение историко-культурных ценностей или материальных объектов, обладающих отличительными духовными, художественными либо документальными достоинствами и соответствующих одному из критериев отбора материальных объектов для присвоения им статуса историко-культурной ценности, наказываются общественными работами, штрафом, арестом либо ограничением свободы на срок до трех лет, – говорит Алексей Трофимов. – Также может быть применено такое наказание, как лишение свободы. При этом его срок может составить до 12 лет.
Равнозначны ли желание оставить о себе недобрую память разрисовкой стены дома и возможность отправиться за решетку? Ответить на этот вопрос каждый должен сам.
Однако, прежде чем взять в руки баллончик с краской, стоит подумать, что одна глупая выходка может серьезно испортить жизнь не только «художнику», но и его близким. Вряд ли мама с гордостью будет рассказывать знакомым о том, что ее сын сидит за кляксы, оставленные им на стене исторического здания.
Ирина СОСНИНА.