Наверх

Янина БЕРЕЗНЁВА: «Настоящий учитель всегда чувствует себя на 18»

11.06.2014 357 Наш край

…И прабабушка руководителя районного образования учила детей. А сама Янина Валерьевна работает над кандидатской.

С какими результатами завершается для школ района учебный год? Чтобы это узнать, а заодно лучше познакомить жителей нашего края с новым начальником отдела образования, спорта и туризма райисполкома, журналист «Нашего края» встретился с Яниной БЕРЕЗНЁВОЙ.

– Что можете сказать об успехах районного образования в этом учебном году?

– Во-первых, у нас семеро золотых медалистов, девять ребят получили свидетельство об окончании курса базовой школы особого образца. Сегодня в агрогородке Городище состоится бал медалистов с участием руководства района. А в конце мая одаренных детей принимал губернатор, среди них были и наши ученики. По сравнению с прошлыми годами, растет количество участников олимпиадного движения. На заключительном этапе республиканской олимпиады у нас есть четыре победителя. Одна из лучших работ принадлежит Валерии Стецко из Мирской средней школы. Девочку подготовила учитель белорусского языка Жанна Шутьева.

– Чем отличается нынешний учебный год от предыдущих? Что новое вы хотели бы привнести в будни районных школ?

– В районе не впервые проводится научно-практическая конференция «Ученик. Интеллект. Способности» (для учеников начальных классов ее аналог – «Росток»). Однако в этом году конференция была максимально приближена к формату вузовской. Я сама пришла из высшей школы и сегодня преподаю в БарГУ, поэтому считаю, что между школой и вузом должна быть преемственность, тогда выпускники-сельчане будут чувствовать себя значительно комфортнее, попав в студенческую аудиторию. Для этого мы заключили с барановичским университетом договор о сотрудничестве. Потенциал у такого партнерства колоссальный. Педагоги района уже приняли участие в университетской конференции, правда, пока в роли слушателей. Есть идея издавать сборники научно-практических конференций. Ребята смогут показать свои статьи, опубликованные в сборнике, одноклассникам, родственникам, знакомым, и это будет дополнительный стимул для новых достижений в научной работе.

– Завтра эти ребята могут стать авторами инноваций, развитие научного направления в школе, согласен, важно для страны. Однако это, конечно же, не единственная ваша цель. Глава района Василий Хватик не раз говорил о том, что оценивать школу по проценту поступивших в вуз неправильно. Ученые и врачи нам нужны, но не проживем мы и без трактористов, доярок. Как в школе формируется престиж рабочей профессии?

– Старшеклассники встречаются с представителями профессий на классных часах, ходят с экскурсиями на предприятия. Школьные психологи помогают им подобрать профессию с учетом способностей, задатков. Такие акции, как «Чистый лес», в которой активно участвовала Леснянская школа, тоже приучают с детства не сидеть сложа руки. На каникулах столовичские школьники будут работать в питомнике: БРСМ и лесничество организовали их в трудовой отряд. Ребята из Вольновской школы – на прополке в хозяйстве. Кто-то из подростков будет благоустраивать родную школу, и всё это не зря. Но наилучшим образом, на мой взгляд, престиж рабочей профессии формируется в семье, когда ребенок видит удовлетворенность родителей работой, их желание идти каждое утро на поле и ферму.

– Расскажите, пожалуйста, о себе. Вы из Барановичей?

– Нет, я родом из Орши. Профессия учителя для моей семьи – традиции поколений. У моей мамы педагогический стаж 25 лет, она филолог, работала завучем в школе. Тетя – завуч одной из гимназий. Бабушка, как и мама, филолог, была директором школы. А прабабушка преподавала ещё в панских семьях. Надеюсь, и дочка продолжит династию, во всяком случае, она рассматривает практическую психологию как один из вариантов. В своей профессии я нахожу идеальное сочетание возможностей, которые дают самореализоваться. Она подстегивает к росту, не дает застаиваться, ведь в школу, университет приходят всё новые и новые поколения с новыми представлениями о жизни. Чтобы быть интересной для них, надо работать над собой, тогда сможешь вовлечь ребят в то, что ценно для тебя, передать опыт. Наравне со студентами я участвовала в концертах, благотворительных акциях, соревнованиях. Профессия педагога требует многого, но в то же время позволяет долго оставаться молодым, чувствовать себя всегда на 18.

– Не каждая горожанка решилась бы взять на себя ответственность за все сельские школы. У вас были сомнения?

– Для меня это новый, признаюсь, достаточно неожиданный, этап в жизни, но ведь она и дана человеку на то, чтобы накапливать опыт.

Не сразу я приняла решение, хотя имею опыт работы в школе. Но, взвесив все за и против, решилась: дети везде дети. Причем, три года проработав членом приемной комиссии в университете, могу с уверенностью сказать, что уровень подготовки абитуриентов-сельчан не хуже, чем у городских ребят. А порой и лучше – если у ребенка есть желание учиться, наставник-профессионал и поддержка родителей. Из сельской местности почти 70 процентов студентов моего факультета педагогики и психологии, и я не могу сказать, что успеваемость у них резко отличается.

– Вы, знаю, окончили аспирантуру. В Барановичи попали по распределению?

– Нет, я сама выбрала этот город. Он молодой, перспективный, как и его университет. К счастью, у меня не раз были моменты, когда жизнь приходилось менять на 360 градусов. Наверное, не зря говорят, что каждые пять лет надо что-то менять: занятие или место работы, чтобы не закоснеть. Имею два высших образования: по первому я учитель

биологии и химии, по второму – практический психолог. В 2007 году окончила Академию последипломного образования. Узнала, что в БарГУ есть вакансия и полгода проработала по совместительству, чтобы понять, мое это или не мое. Пять дней в неделю работала в Орше, а по субботам – здесь.

– Как успевали?

– В пять часов утра приезжала ночным поездом в Барановичи. С восьми часов начинался мой рабочий день, по окончании которого я возвращалась в Оршу. На меня даже приходили посмотреть коллеги: что это за человек такой!

– Вы однажды сказали, что у вас есть книги. О чем они?

– Это учебные пособия для студентов. Помимо шести книг, у меня семь научных статей. Уже работая в БарГУ, поступила в аспирантуру Республиканского института высшей школы и окончила ее с присвоением звания «Исследователь в области психологических наук». После окончания аспирантуры дорабатываю диссертацию по проблемам формирования здорового образа жизни среди студентов гуманитарных специальностей. В планах – защитить работу и получить ученую степень кандидата наук.



  • Мы в социальных сетях: