Наверх

Взятки не гладки

19.02.2014 220 Наш край

Раскрыть коррупционное преступление – дело непростое. Подобные нарушения закона скрыты и не имеют очевидных последствий. 

Да и сами коррупционеры – не обычные преступники, а хорошие специалисты с высшим образованием и умением прятать концы в воду. И все же на всякого коррупционера-мудреца найдется свой профессионал-сыщик, который тайное сделает явным. Две истории, которые мы расскажем, являются тому подтверждением.

Превысил служебные полномочия

Житель района П. занимал весьма ответственный пост государственного служащего города – был главным государственным инспектором Барановичской группы по надзору за безопасным ведением работ в промышленности. По долгу службы П. осуществлял государственный промышленный надзор за соблюдением субъектами хозяйствования требований законодательства, в частности, следил за устройством, изготовлением и безопасной эксплуатацией оборудования предприятий и организаций, контролировал порядок профессиональной подготовки различных специалистов. В случаях выявленния нарушений составлял предписания на их устранение.

Однако свои полномочия сам П. трактовал значительно шире, чем это было указано в должностной инструкции. Так, по его мнению, должность позволяла П. заправлять свой личный автомобиль «Рено Сценик» бесплатно. Как это организовать? Очень просто.

Выходя за рамки своих прав и полномочий, желая получить выгоду имущественного характера, П. звонил менеджеру или руководителю автозаправочных станций, представлялся и требовал заправить его автомобиль бесплатно.

В итоге за четыре неполных месяца с конца 2012 по начало 2013 года П. девять раз заправлял свой «Рено»  без оплаты. В общей сложности он получил 220 лит-

ров бесплатного бензина на сумму 1 436 000 рублей. Стоимость заправки возмещали из своего кармана те самые менеджеры и руководители автозаправочных комплексов.

А между тем П., воодушевленный удачным начинанием, решил поискать «халяву» и в других сферах. Обратившись в начале ноября 2012 года к директору одного из поднадзорных предприятий, он потребовал оплатить свои личные расходы за заказанные на другом предприятии профильные трубы. Директор внес требуемую сумму – 932 822 рубля. 

Дальше – больше. Используя служебные полномочия, П. обратился к директору другого предприятия  с похожим требованием. В итоге этот руководитель заплатил 1 399 860 рублей за приобретенные П. профилированные листы. Следующую партию профлиста на такую же сумму оплатил  за П. руководитель одной из заправочных станций.

П. в октябре 2012 года обратился к главному инженеру одного из частных строительных предприятий с требованием предоставить ему безвозмездно пластиковые окна. Отказать проверяющему инженер не смог, и вот уже окна на сумму 9 176 280 рублей отправляются домой к П. Вскоре главный инженер другого предприятия приобрел для П. компакт-унитаз стоимостью 797 100 рублей…

В уголовном деле, возбужденном в отношении П., есть и другие эпизоды. К примеру, использование чужого служебного автомобиля в личных целях, склонение другого лица к изготовлению поддельного документа (акта о техническом освидетельствовании автомобильного газового баллона для сжиженного углеводородного газа).

В результате преступных действий П. не только причинил существенный вред правам и законным интересам группы граждан, но и дискредитировал занимаемую им должность госслужащего, позволив думать, что чиновник может злоупотреблять служебным положением.

В ходе суда и следствия П. свою вину полностью признал, добровольно возместил весь причиненный ущерб. Учитывая это, а также пенсионный возраст обвиняемого, суд приговорил П. к двум годам лишения свободы условно и к выплате штрафа в размере 300 базовых величин. Также ему запрещено занимать организационно-распорядительные должности сроком на два года.

Продался – не откупиться

Житель города Щ. до недавнего времени занимал должность председателя одного из сельисполкомов. Пост весьма ответственный и почетный. Как глава сельсовета, Щ. получил право, кроме прочего, принимать решения о предоставлении земельных участков в пользование, аренду, пожизненно наследуемое владение, передавать их в собственность и изымать. И это свое право воспринимал настолько широко, что действия главы сельисполкома вышли далеко за пределы правового поля.

С 2002 по 2011 годы Щ. предоставил земельные участки в одной из деревень для строительства жилья 12 жителям города. Казалось бы, что здесь особенного? Сотни горожан получают участки и строят дома, улучшая жилищные условия. Однако при этом они пишут заявления в исполкомы, встают на очередь либо участвуют в аукционах и лишь затем получают участки. Наша же дюжина застройщиков обошлась без этих долгих процедур. Решение о выделении земельных участков Щ. принимал без лишней волокиты и проволочек. Как только очередной страждущий передавал председателю сельисполкома некоторую сумму денег в качестве «вознаграждения», тот доставал старую печатную машинку и принимался сочинять решения сельисполкома. Причем датировал их 1994–1995 годами – временем, когда сам ещё пост председателя не занимал. Оформив «липы» должным образом (с подписями неработающих уже лиц и печатями), готовил пакет документов на рассмотрение ныне действующего сельисполкома, чтобы узаконить их.

Граждане, обрадованные возможностью быстро и выгодно получить участок в весьма престижном районе, без раздумий несли сговорчивому председателю мзду. Он же в свою очередь не жадничал, брал, сколько дадут: и 200 тысяч рублей, и 1 200 долларов. Как говорится, от каждого по возможностям. Некоторым участки и вовсе достались «по доброте душевной», в знак дружеского расположения. Таким образом стали земле-владельцами ещё четыре человека.

В результате преступных действий Щ. граждане, не имеющие правовых оснований, получили государственные акты на земельные участки. В качестве вознаграждения за услуги сам председатель сельисполкома получил взяток в общей сложности на 6 150 долларов США и 500 000 рублей.

Наступил финал и этой преступной деятельности. В отношении Щ. возбудили уголовное дело по факту получения взятки и злоупотребления властью.

В ходе следствия бывший председатель искренне раскаялся, полностью выплатил причиненный ущерб. Однако учитывая тяжесть преступления, суд Барановичского района и г. Барановичи приговорил Щ. к пяти с половиной годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии усиленного режима с конфискации имущества. Чтоб другим неповадно было.



  • Мы в социальных сетях: