Распоряжаться деньгами нас школа не научит.
«Неужели никто из читателей не подымает вопрос о попечительских взносах в школах, детских садах, а теперь и в кружках в Доме школьника? Сумма попечительского взноса достигает 200 000 рублей, а это не так уж мало в наше время. У многих по двое и больше детей. Почему нам диктуются конкретные суммы? Кто-то может отдать и миллион, а кто-то считает каждую копейку…» – неподписанное письмо такого содержания «Наш край» получил по электронной почте.
Первый и логичный вопрос: а что по этому поводу сказано в законе? За компетентным комментарием, как и предлагал неизвестный автор письма, мы обратились в управление образования горисполкома.
Там пояснили, что все финансовые отношения между родителями и школой, детским садом либо Дворцом детского творчества регулирует утвержденное 25 июля 2011 года Министерством образования положение «О попечительском совете учреждения образования»
№ 146.
– Финансовые средства попечительского совета формируются из добровольных взносов, зачисляемых на текущий (расчетный) счет, и используются по целевому назначению в соответствии с решением попечительского совета. Принцип добровольности должен соблюдаться неукоснительно, – подчеркивает начальник управления образования Елена СОЛОВЕЙ. – По итогам мониторинга управления образования, опроса родителей этот принцип соблюдается во всех учреждениях образования: учитываются ситуации, когда в семье двое и более детей, желание родителей участвовать в работе попечительских советов.
«Я считаю, что учитель вообще должен быть далек от финансовых аспектов, он должен заниматься только образовательным процессом», – пишет нам безымянный автор.
Совершенно правильно рассуждаете!
– Сбор средств может осуществляться только родителями, – делает еще один акцент Елена Соловей.
И, наконец, третье немаловажное замечание начальника управления образования:
– Руководители учреждений образования совместно с председателями попечительских советов ежегодно дают отчет об использовании денежных средств на общем собрании попечительского совета.
То есть вы можете проконтролировать, на что потрачены деньги, которые сдавали на общие нужды. Главное, не стесняться (а чего, спрашивается, стесняться? Ваши деньги – ваше право) быть активным.
Вообще, тема школьных взносов – одна из вечных. Время от времени ее обсуждают и мои коллеги, преимущественно женщины. Письмо в редакцию стало очередным поводом для дискуссии. Для кого-то сдать, скажем, те же 200 тысяч в год не проблема: как-никак всё делается ради детей, да и зарплата позволяет. Кто-то морщится от величины суммы, но сдает – просто потому, что проще «откупиться» и не вступать в спор с остальными мамами-папами. Кто-то вообще редко ходит на родительское собрание. У кого-то не один, а два, три школьника в семье – естественно, растет и конечная сумма, и тут даже высокая зарплата мужа не панацея. Кого-то сборы денег особенно не напрягают: происходят они нечасто, оттого что здание школы относительно новое и не требует ремонта. Как видим, тема сложная, сколько людей – столько и обстоятельств, столько и мнений. Встать на чью-то сторону – значит неизбежно вступить в жаркий спор, в котором вряд ли родится истина. Бесполезно это, ведь она давно уже прописана в положении министерства. Попечительские советы для того и созданы, чтобы родители сами решали свои вопросы, сами, без участия посторонних регулировали, сколько денег и на какие цели собирать (или не собирать вовсе). Диктовать же конкретные суммы, как выражается автор письма в редакцию, никто не вправе.
Это в теории. А в жизни? С тем же запалом, с каким написано электронное послание, одна моя знакомая рассказала свою историю. Ее дочь как раз в этом году оканчивает школу. Еще в сентябре мамы и папы собрались по немаловажному поводу: обсудить расходы на предстоящий выпускной вечер. Классный руководитель ушла от разговора – и правильно сделала (надеюсь, вы внимательно читали предыдущие абзацы).
В итоге счастливые родители почти взрослых детей в предвкушении знаменательного дня договорились до того, что оценили торжество выпускного в 100 «условных единиц». В сумму не вошли даже расходы на фото- и видео-съемку незабываемых мгновений.
Единственным человеком, который открыто не поддержал масштабного решения, была моя знакомая:
– Неужели нельзя быть скромнее? К чему такая астрономическая сумма?
Хотя зарплата у нее средняя, да и чуть что, безвозмездный кредит на непредвиденные расходы может выдать муж-директор, который хорошо зарабатывает.
Уже на крыльце, разговорившись с одной мамой, знакомая услышала слова солидарности насчет «раздухарившихся» родителей и категоричное:
– Мой сын на выпускной не пойдет! Я воспитываю его одна и не могу позволить себе такие траты.
– Чего же ты молчала? В чем же виноват ребенок, что он, проучившись 11 лет в одном классе, не сможет отпраздновать вместе со всеми главное событие в школьной жизни? – знакомая до сих пор эмоционально вспоминает об этом эпизоде.
Спустя время она повстречала еще одну маму-одиночку. Сын-выпускник которой на торжество пойдет. Тем не менее мама заметила, что сумма для нее велика, такие расходы для нее накладны и, собственно, ничем не оправданны. Можно было бы ничуть не хуже провести время при менее значительных вложениях.
– Так что же ты тогда молчала, не поддержала меня, когда решали, по сколько сбрасываться будем? – недоуменно вскинула брови знакомая.
– А что я? Я – как все!
Вот и ответ на заданный автором письма вопрос: почему суммы «диктуются»? Хотя сбор денег в рассказанной мной истории шел отнюдь не на нужды школы и инициатором его явились исключительно родители, смею предположить, что в попечительских советах тоже есть те, кто комфортно чувствует себя за спиной других, а потом начинает удивляться, отчего же о нем никто не подумал и ставки взноса на ремонт заломили непомерно высокие.
Моя знакомая до сих пор не может понять «молчунов»: «Можно ведь было и не по сотне «скинуться» в таком случае, а по 200, 300 у. е. Гулять так гулять! Интересно, мамы и тогда бы промолчали? Кто и как в таком случае должен узнать об их мнении?»
– В последнее время появилась нездоровая тенденция: родители словно соревнуются, кто больше потратится на выпускной, непрестанно накручивая ставки взносов. Хотя, согласитесь, дело ведь не в том, насколько изысканные блюда будут на праздничном столе и не в цене платья, в котором девушка-выпускница явится на школьный вечер, – самое главное, какие воспоминания оставит у ребенка неповторимый день. А красивые торжества к последнему звонку и выпускному устраивает любая школа, совершенно бесплатно, – прокомментировала случай Елена Соловей. – Родительский «аукцион» трудно понять и морально принять. Но и запретить его, к сожалению, мы тоже не имеем права: это выбор самих мам и пап.
Конечно, для одного миллион рублей – это много, для другого – мало. То, с купюрой какого номинала вы готовы с легким сердцем расстаться, зависит и от зарплаты, и от остальных ваших расходов, и от отношения к деньгам, легкого или серьезного, наконец. Всё же давайте будем друг к другу внимательнее, человечнее.