Технология, которую профессионалы называют«рецикл» (от английского слова «recycle» – вторичная переработка), позволяет из строительных отходов бетона, железобетона, асфальтобетона и кирпича получить качественный вторичный – рециклированный – щебень для дорожного строительства.
Производство этого строительного материала началось на прошлой неделе в Лесино на полигоне «Барановичиремстроя» на мобильной щековой дробильной дизель-гидравлической установке на гусеничном ходу McCloskey J40. О возможностях новой линии присутствующим на ее открытии депутатам городского Совета, руководителям предприятий рассказал председатель горисполкома Юрий Громаковский, под чьим пристальным вниманием находились ее приобретение и установка.
Чтобы ощутить необходимость в такой линии, вернемся на шесть лет назад, когда по решению городского Совета депутатов в Лесино создали площадку по приему строительных отходов. Это было вызвано тем, что увеличилось применение бетона и железобетона (да и других подобных материалов) в городской строительной индустрии, что привело, естественно, и к увеличению новых видов отходов. Добавила их и разборка отслуживших свой век старых бетонных строений. И за пару лет на площадку в Лесино отходов навозили около 25 тысяч тонн, которые, чего греха таить, до этого запросто могли быть тайком свалены в каком-нибудь карьере, а то и в лесу.
В те годы (и до прошлой недели) в Бресте была одна аналогичная дробилка, которую как-то удалось арендовать для переработки «лунных» лесинских пейзажей, образованных на площади более двух гектаров. 8 тысяч тонн отходов успели превратить в дробленку, и машину брестчане забрали – самим надо.
– Четыре последних года на этой площадке хранилось около 17 тысяч тонн отходов бетона, асфальта. А больше их сюда не могли принимать из-за перегруженности, – сказал, открывая линию по переработке строительных отходов, председатель горисполкома Юрий Громаковский. – И в городе сегодня, по самым скромным подсчетам, имеется до 50 тысяч тонн таких отходов. Поэтому было принято решение выделить из городского бюджета почти 7 миллиардов рублей и приобрести эту линию, которая состоит из щековой дробилки, экскаватора, навесного оборудования (гидромолот, гидроножницы) и погрузчика, отвозящего готовую дробленку. Вместе с тем сепаратор, установленный на дробилке, попутно извлекает и различную арматуру на металлолом. Получается глубокая переработка, что соответствует современным требованиям. В итоге мы сможем в год перерабатывать 30–35 тысяч тонн отходов – такова мощность этой линии. И в лес их не надо будет тайком вывозить – а это экология, комфортность проживания каждого гражданина.
Кроме того, сказал Юрий Анатольевич, мы получим качественный строительный материал, который будет использоваться для дорожного строительства – подсыпки грунтовых дорог, устройства основания тротуаров, парковок, автомобильных дорог, что позволит уйти от приобретения на эти нужды дорогого щебня в тех же Микашевичах. Можно добавлять дробленку как наполнитель в бетонные кольца. И когда лесинские отходы будут переработаны, планируется эту линию перебазировать ближе к городу, что также позволит сократить затраты по перевозке железобетонного боя, некондиции к месту переработки. Как заметил директор «Барановичиремстроя» Владимир Кудласевич, «бывшую станцию юных техников не надо будет разбирать – перевезем туда дробилку, и на месте будем перерабатывать».
Словом, в строительной индустрии появился еще один резерв экономии материальных и энергетических ресурсов.