Взлетная полоса есть у любой мечты. Свое восхождение в заоблачные высоты военный летчик 61-й истребительной авиабазы капитан Дмитрий Бокань тоже не считает случайностью. И у него была мечта – единственная, заветная, осознанная: «Вижу себя только в военной авиации, другие пути-дорожки не для меня».
Решение посвятить жизнь нелегкой и мужественной профессии зрело у парня с малых лет. Его отец, уроженец Сумской области, после окончания Харьковского военного училища сменил немало гарнизонов. Становление молодого офицера проходило в Германии. Там, в городе Магдебурге, и родился в семье авиационного инженера Николая Боканя сын. Рос паренек, присматривался к военным людям, прислушивался к гулу крылатых машин и чувствовал, как все больше пленит его небо.
– Мой отец относился к категории наземных специалистов и службу свою армейскую завершил в 1995 году под Санкт-Петербургом, в звании майора, – рассказывает Дмитрий. – В запас он уволился заместителем командира отдельного батальона связи и радиотехнического обеспечения. Вернулся в город Кобрин, где служил раньше, где у нашей семьи имелось жилье. В Кобрине и прошли мои школьные годы. В 2006 году получил аттестат о среднем образовании и без особых проблем поступил в Белорусскую военную академию…
Новые друзья, марши военного оркестра на строевом плацу, первый прыжок с парашютом и первый подъем в небо, занятия по аэродинамике, термодинамике и другим специальным дисциплинам, долгожданный и волнующий момент выпуска молодых летчиков – все эти интересные и яркие события с головой захлестнули курсанта. Пять лет обучения в Военной академии Дмитрий Бокань и поныне считает лучшими годами своей жизни.
Не с пустым багажом прибыл лейтенант Бокань в 61-ю истребительную авиабазу – имел за плечами 218 часов налета на самолетах Як-52 и Л-39, квалификацию военного летчика 3-го класса. Но имевшихся навыков и опыта оказалось недостаточно, чтобы сходу оседлать грозную боевую машину – истребитель МиГ-29. Молодые летчики без раскачки приступили к программе переучивания, и уже в мае 2012 года выполнили первые самостоятельные вылеты. Командир авиационной эскадрильи подполковник Павел Карпюк и командир авиационного звена майор Алексей Тупалов сделали все возможное и невозможное, чтобы лейтенанты в срок освоили программу переучивания, твердо стали на крыло.
Сегодня в активе капитана Боканя уже 150 часов налета на освоенном типе самолета. Осталось набрать еще 30 часов на ночных полетах, выполнить десяток посадок при минимуме погоды, несколько раз сходить на боевое применение, и Дмитрий вплотную подойдет к сдаче экзамена на 2-й класс. Время это у капитана Боканя и его однокурсников-сослуживцев Андрея Силкова и Александра Горбачева не за горами: боевая учеба продолжается, день ото дня крепнут крылья молодых воздушных бойцов. И не только на полетах плановых.
Дмитрий Бокань и его ровесники уже не первый год несут боевое дежурство – знания и летные навыки, которыми овладели пилоты, вполне позволяют им выполнять боевую задачу днем. Только в текущем году капитан Бокань 67 раз заступал в дежурное звено – это значит, был готов в любой момент поднять свою боевую машину в небо и действовать согласно обстановке в интересах обеспечения безопасности воздушной государственной границы. А в позапрошлом году, кстати, за образцовое выполнение боевых задач капитан Бокань удостоился особого поощрения – сам глава белорусского военного ведомства вручил ему наручные часы.
Чем сегодня живет 61-я истребительная? Активной подготовкой к совместным белорусско-российским учениям «Запад-2017», в которых примут участие более опытные летчики авиабазы. Не отсиживаются на земле и выпускники Военной академии 2014 года выпуска. Старшие лейтенанты Дмитрий Велько, Вадим Леоновец, Вячеслав Завацкий и Иван Гук уже уверенно отработали атаки по наземным и неманевренным воздушным целям, вот-вот приступят к отработке маневренных воздушных боев. Но есть у авиаторов заветная мечта, которая объединяет «стариков» и молодежь – все с нетерпением ждут поступления и освоения боевых машин нового поколения, возможности которых на порядок выше нынешних «истребков».
Николай РАКИТНЫЙ.
Фото Бориса НОВОГРАНА.