В воскресный день, предшествующий празднику Святой Пасхи, Православная Церковь вспоминает важное событие из жизни Иисуса Христа – Его вход в Иерусалим. По благочестивой традиции в этот праздничный день верующие приходят в храмы с вербами (по-церковнославянски – вайи), отсюда – Вербное воскресенье.
НЕЗАДОЛГО до Своих страданий Господь совершил чудо воскрешения Лазаря. Воскрешение человека, который четыре дня был мёртвым, конечно же, не оставило народ равнодушным – люди ещё больше стали почитать Христа и толпами собирались вокруг Него.
Когда Иисус пошёл в Иерусалим на Пасху, то народ сопровождал Его с такой торжественностью, с какою в древние времена на Востоке сопровождали царей. Первосвященники же, злясь и негодуя, что Иисус вызывает такое почтение, задумали убить Его. А заодно и Лазаря, из-за которого – благодаря чуду воскрешения из мертвых – множество иудеев последовало за Христом.
«Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!» Многие подстилали свои одежды, срезали ветви с пальм и бросали по дороге, дети приветствовали Мессию. Но уже через несколько дней этот же народ, научаемый фарисеями и книжниками, будет кричать: «Распни, распни, Его!»
Что же произошло? Почему народ так изменил своё отношение к Мессии? Дело в том, что многие люди ожидали, что Христос станет их царем и наконец-то освободит их от римского порабощения. Даже некоторые ученики Иисуса так полагали. Та жизнь, то учение, тот новый закон любви, совсем не похожий на прежний, привычный им, никак не укладывался в умах и душах людей. Новый закон утверждал, что нет больше той любви, как если кто душу положит за ближних своих, а если тебя ударили по правой щеке, то подставь левую и т. д. Совсем не так, как в ветхозаветном, в котором око за око и зуб за зуб… Эту любовь в совершенстве показал Сам Господь: Он умер мучительной и позорной смертью на кресте за нас всех. Не захотели иудеи – тот народ, к которому непосредственно был послан Мессия, – принимать этот закон и распяли Спасителя на кресте.
НЕ БЫВАЕТ ли и в нашей жизни того, что мы вначале с радостью принимаем Христа, Его учение, а потом, когда нужно приложить труд, терпение, пот для того, чтобы что-то приобрести для своей души, отступаем и распинаем Его своими грехами? Ведь каждый грех – это не только рана в нашей душе, но и предательство Христа в ответ на Его милосердие и заботу.
Постараемся в нашем скоротечном земном странствовании не забывать о той великой жертве любви, которую за нас принёс Христос, и в ответ на зов Божий к нам, на Его стук в двери наших сердец всегда радостно восклицать: «Осанна в вышних, благословен Грядый во Имя Господне!» Пусть те вербочки, которые мы приносим из храма, не будут для нас только традицией, а напоминают о Кресте и предательстве. Несмотря ни на какие искушения и соблазны, мы должны потрудиться не предать Христа своей жизнью.