Дмитрий ТИХНО, заместитель председателя Барановичского горисполкома:
– По поручению Президента Беларуси Александра Лукашенко, данному во время визита 22 марта 2019 года, дороги в городе мы должны привести в порядок в течение двух лет. И сегодня мы можем сказать, что Барановичи преображаются на глазах.
Сейчас подходят к концу работы на путепроводе, скоро будут приведены в порядок дворовые территории у дома 10 на улице Уборевича, часть улицы Розы Люксембург. Обустраиваются тротуары на Пионерской. И снижать темпы благоустройства город не собирается. Наоборот, они будут только расти во второй половине года.
В текущую пятилетку наблюдается самый настоящий дорожный бум. Закатать в асфальт, в прямом смысле этого слова, пришлось не один десяток километров улиц и переулков.
Львиную долю работ по усовершенствованию улично-дорожной сети Барановичей выполняет унитарное коммунальное ремонтно-строительное предприятие «Барановичиремстрой». Где и когда произошли самые значимые изменения за последние годы, «НК» спрашивал у директора предприятия Виктора Сычевского.
Важные объекты
Последнюю пятилетку горожане и гости Барановичей запомнят надолго: капитальные ремонты, реконструкции, строительство улиц достигли апогея, которого не видывал город за всю свою историю.
В 2016 году были завершены масштабные работы по реконструкции улицы Т. Шевченко на участке от Долгой до 6-го пер. Шевченко протяженностью 1,18 км. Нельзя не сказать о таком событии, как окончание реконструкции улицы Профессиональной от Брестской до Чернышевского в 2017 году. Почти 900 метров дороги превратились в уютную трассу для движения транспорта с удобными пешеходными связями и ограждениями. Сейчас на территории, где ранее размещалась военная часть, уже стали вырастать многоэтажки.
В 2018 году ремстроевцы начали капитальный ремонт улицы Фроленкова, которая требовала вложения немалых сил и средств. Эта артерия всегда полна транспортом (в том числе и автобусами), по ней люди едут к вокзалам, рынку.
– Работы велись на участке от путепровода улицы Ленина до Першукевича, – рассказал Виктор Сычевский. – Протяженность обновленного участка составила 650 метров.
Строительства Восточного проезда в районе ПДО началось также в 2018 году, а первые транспортные средства смогли опробовать городскую магистраль в мае 2019 года. Перед тем, как приступить к строительству участка, связывающего Восточный поселок и улицу Чурилина, производилась расчистка прилегающей территории для новой двухполосной дороги.
– Пришлось выкорчевывать пни, демонтировать старые, непригодные для эксплуатации сараи, заборчики, которые когда-то самовольно возвели жители Восточного поселка, – говорит Виктор Тадеушевич. – Люди отнеслись к этому с пониманием, хотя присутствовала и капля горечи: ясно, что сложно прощаться с «насиженными» местами.
Еще осенью 2018 года председатель горисполкома Юрий Громаковский и начальники городских служб вместе обследовали обозначенную полосу, на которой строят дорогу. Длина проезда, соединившего Южный и Восточный микрорайоны, минуя путепровод, составила 0,7 км. Вдоль него пролегла полутораметровая освещенная пешеходная дорожка.
Теперь Восточный проезд берет на себя большую часть нагрузки, что было особенно важно во время ремонта путепровода – одной из самых напряженных артерий города. Однако и после завершения ремонта новая улица вряд ли будет пустовать: горожане уже успели привыкнуть к удобству и быстроте перемещения из одного района в другой.
Летом минувшего года состоялось еще одно важное открытие – на перекрестке Слонимского шоссе, улиц Крайней и Бадака появилось кольцо. Оборудовать кольцевую развязку диаметром 25 метров с круговым движением было решено на заседании комиссии по дорожной безопасности. Такой объект облегчил проезд сложного перекрестка.
Продуктивно проходит у ремстроевцев и 2020 год. Темпы благоустройства улиц, дворовых территорий и тротуаров нарастают.
– В данный момент ведутся работы в рамках второй очереди капитального ремонта улицы Фроленкова – от путепровода до «Белоруснефти», проходит реконструкция ул. Розы Люксембург (вторая очередь), на участке от Тельмана до Кабушкина, – говорит руководитель УКРСП. – Параллельно мы занимаемся благоустройством 2-го и 3-го переулков Шевченко.
Асфальтный апогей
Замена верхнего слоя асфальтобетонного покрытия проезжей части улиц, проще говоря, сплошное асфальтирование, активно производилось в минувшие годы. С каждым последующим темпы только росли: в 2017-м заасфальтировано
3,4 км, в 2018-м – 3,5 км.
В 2019 году наступил настоящий апогей дорожного строительства: больше 30 км городских улиц стали гладкими и ровными.
Такие масштабы ремонта в Барановичах отмечали впервые: всё стало возможным благодаря поручению главы государства
Александра Лукашенко, которое было дано в ходе его визита в наш город. Из городского бюджета в том году было выделено 7,6 млн рублей. Специальным указом Президента Беларуси выделено дополнительно 7 млн рублей для ремонта улично-дорожной сети города Барановичи.
«Большое дело»
Именно так называют жители частного сектора усовершенствование их улиц методом отсыпки. Это и не так затратно, как сплошное асфальтирование, и значительно улучшает состояние гравийных дорог в разных районах города, где не слишком интенсивное движение.
– Для отсыпки проезжей части улиц мы используем переработанный материал, получаемый в результате фрезерования асфальтобетонного покрытия – асфальтогранулят. Широко применяем рециклированный (вторичный) щебень, песчано-гравийную смесь, – рассказывает директор «Барановичиремстроя».
В безусловных лидерах опять же 2019 год. Тогда асфальтогранулятом было отсыпано более 15 км улиц, вторичным щебнем и песчано-гравийной смесью – свыше 21 км. За первые шесть месяцев текущего года отсыпано 4,46 км проезжих частей.
Шире шаг, пешеход
Ремонту и благоустройству тротуаров и пешеходных связей в городе уделяется пристальное внимание. Одним из самых масштабных и запоминающихся в этом направлении является благоустройство привокзальной площади во второй половине прошлого года. Специалисты «Барановичиремстроя» выполнили здесь четвертую очередь реконструкции вокзала «Барановичи-Полесские». Рядом с обновленным зданием оборудованы пешеходные дорожки с элементами безбарьерной среды: пониженные бортовые камни и тактильная плитка дают возможность беспрепятственно перемещаться пешеходу с плохим зрением, человеку в инвалидном кресле. Это удобно и маме с коляской, и велосипедисту, и дачнику с сумкой-тележкой.
– В октябре-ноябре 2019 года после асфальтирования улицы Свердлова, ведущей к детской поликлинике и средней школе № 7, были оборудованы тротуары и подъезды к частным домовладениям. Новый асфальт уложен под небольшим уклоном, чтобы вода не скапливалась в дождливую погоду, – рассказывает Виктор Сычевский. – Заасфальтирована была и параллельная улица Смоленская. Тротуары к учреждению образования от нее уложили ранее.
В то же время работы кипели и на улице Лермонтова (от Чернышевского до Комсомольской). Старый асфальт был заменен свежим, обустроены въезды во дворы и благоустроены дорожки для пешеходов и велосипедистов.
В минувшие годы значительно улучшились связи для перемещения на велосипедах и пешком. Метаморфозы произошли на улицах Багрима, Брестской, Бадака, Колхозной, Пролетарской, Кирова, Чернышевского, Царюка, Орджоникидзе, Рокоссовского, Доменикана, Новаторов, Циолковского, Гаевой, Вильчковского и многих других. А какая великолепная асфальтированная дорожка появилась на Слонимском шоссе до самого водохранилища Мышанка! Теперь с ветерком можно доехать до излюбленного места отдыха на велосипеде. Практически по всему городу для беспрепятственного передвижения на велосипеде или коляске снижены бортовые камни или же оборудованы так называемые «прилепки» из асфальта.
Из самых свежих обновлений для удобства пешеходов – пешеходные зоны на путепроводе улицы Ленина, современный тротуар на участке ул. Тельмана от Циолковского до детского сада, участок тротуара у торгового объекта на ул. 50 лет ВЛКСМ.
В помощь ремстроевцам
Для того, чтобы выполнить большой объем работы, прежнему составу работников требуются помощники. Чтоб не снижать темпов и делать работу более качественно, предприятие приобретало дорожно-строительную технику.
– В 2018 году мы приобрели универсальный погрузчик Амкодор, косилку с режущим аппаратом на базе трактора МТЗ-80, вибрационный самоходный каток, – рассказал Виктор Сычевский. – В 2019 году у нас появился компактный каток Амкодор 6622, на котором удобно заниматься благоустройством покрытия во дворах. Наверное, самым масштабным приобретением того года стал асфальтоукладчик Volvo 6820B. Он оборудован двумя уширителями по 0,75 метра и гидравлической плитой, что позволяет укладывать асфальт на ширину от 2,5 до 6,5 метра. Асфальтоукладчик оснащен последней системой нивелирования высотного и продольного уклона. В комплекте к новой технике – 12-метровая электрическая лыжа, позволяющая выравнивать существующее асфальтовое покрытие, на которое будет укладываться новое.
Также в минувшем году парк техники предприятия пополнился еще одним погрузчиком Амкодор и экскаватором-погрузчиком JCB 4CX.
– Вся приобретенная техника задействована в ремонте улично-дорожной сети, имеет высокие технические характеристики, позволяет выполнять работы, которые ранее предприятие не могло производить самостоятельно, повышать качество и уменьшать сроки выполнения данных работ, – отмечает Виктор Тадеушевич.
Горожане – для города
Год назад по поручению Президента Беларуси был создан местный фонд по благо-устройству улично-дорожной сети «Барановичи – наша малая Родина». Простые горожане, трудовые коллективы и предприятия старались оказать посильную помощь городу в решении этого важнейшего вопроса.
Средства фонда, собранные в 2019 году, позволили выполнить ремонт проезжей части бульвара Бородинского протяженностью 0,52 км стоимостью 57,2 тысячи рублей. О преображении этого уголка в Северном микрорайоне положительно отзываются жители города.
– В 2020 году 42 тысячи рублей из средств фонда направлены на частичное финансирование работы по ремонту проезжей части на перекрестке улиц Ленина и Баранова перед путепроводом, – сказал директор «Барановичиремстроя».
Кстати, в 2019 году за счет средств от проведения городского субботника, а это 107,2 тысячи рублей, выполнен ремонт части улицы Т. Шевченко. В итоге появилось полкилометра обновленного участка от проспекта Советского до ул. Столовичской.
Таким образом, жители вкладывают частичку своей души в наведение порядка и красоты в городе, где живут сами, их родные и близкие, куда не стыдно пригласить гостей.
Ольга Шарапо
Фото Бориса Новограна