Уголовный розыск не зря считают ведущей службой милиции. И дело даже не в том, что именно об этих сотрудниках чаще всего пишут книги и снимают кинофильмы, хотя и это оказывает определенное влияние на мнение широкой публики. Причина – в высоком профессионализме сотрудников угрозыска, способных быстро и качественно раскрыть преступление, вычислить преступника, собрать необходимую информацию. Оперативник должен каждую минуту быть готов к риску, к встрече с преступником один на один, уметь мгновенно оценить ситуацию и найти из неё единственно правильный выход.
Не будет преувеличением сказать, что в милиции города работают именно такие высококвалифицированные оперативники. Накануне своего профессионального праздника они поделились несколькими эпизодами из своей служебной деятельности.
Сломалась машина? К удаче!
Геннадий ВАЛУЙ, старший оперуполномоченный отделения уголовного розыска ГОВД:
– Эта история произошла ровно два года назад. В шесть утра из таксофона в милицию позвонила девушка – уроженка Слонимского района. Она рассказала, что ее только что изнасиловала группа цыган. Девушку тут же привезли в отделение милиции. Она рассказала, что в Барановичах живет с мужем, но накануне вечером поругалась с ним и решила ехать к сестре в Слонимский район. Так как время было позднее – подходящего транспорта не было, она вышла на трассу ловить попутку. Вскоре остановилась машина «Ауди 80», битком набитая мужчинами цыганской национальности (в салоне, по словам пострадавшей, было семь человек). Они уговорили девушку сесть в машину и направились в Слоним. Там трое из сидевших в «Ауди» мужчин вышли, остальные вместе с девушкой отправились в обратную дорогу. Трудно сказать, почему она не вышла там, где собиралась. Из ее путаного рассказа выяснилось, что то ли сестры не было дома, то ли девушка не смогла до нее дозвониться. В общем, вскоре компания вернулась в Барановичи. Здесь затарились спиртным и отправились на озеро, расположенное вблизи города. Там и случилось насилие. Позже пострадавшей удалось бежать, после чего она сразу же обратилась в милицию.
В это же время стало известно, что в Слонимском районе по поводу похищения нашей девушки введен план «Перехват». Сообщив коллегам, что похищенная найдена, оперативная группа направилась на поиски озера, где случилось преступление. Сопоставив место, откуда звонила потерпевшая, с возможным местом преступления, два оперативника, следователь прокуратуры и девушка поехали в сторону Волохвы, где есть небольшое тихое озерцо. Нет, не то место. Решили проверить Мышанку. Чтобы не наматывать лишние круги и не тратить время, решили сократить путь, проехав по плохонькой гравийной дорожке из Волохвы в сторону «Крестов».
На полпути у нас ломается машина. Выходим на дорогу и звоним в отдел. Через 20 минут на второй машине приезжает заместитель начальника отделения угрозыска Виталий Хвесько. Мы всей командой перегружаемся в машину и трогаемся с места. Не успели отъехать и 10 метров, как и эта машина ломается. Ну что ты будешь делать! Снова звоним в отдел, просим прислать третью машину.
Тем временем с трудом удается завести машину, на которой приехал Хвесько. Решили, раз уж такое дело, зацепить к ней и поломавшуюся машину. Пока возимся с тросом, мимо нас, подпрыгивая на ухабах, проезжает «Ауди 80». Та самая, которую искали! Мы бегом за машиной. К счастью, плохая дорога не дала ей развить большую скорость, так что вскоре всех подозреваемых задержали.
Так благодаря поломке машины удалось быстро раскрыть преступление.
Тот ещё ходок…
Виталий МИНИЧ, оперуполномоченный розыскной группы отделения уголовного розыска ГОВД:
– Есть у нас в городе один мужчина, который работает дальнобойщиком. Несколько лет назад обратились к нам его родственники: пропал, мол. Стали выяснять, что случилось. Оказалось, поехал в рейс с машиной и грузом – и исчез. Тут и заявление от работодателя подоспело о том, что пропал и водитель, и груженая машина. После этого исчезнувшего уже в государственный розыск объявили. И вскоре нашли. Оказалось, пропавший даже за границу выехать не успел: бросил машину и с головой ушел в загул.
После той истории проходит около полугода. И тут обращается в милицию одна из фирм, занимающаяся перевозкой грузов: пропала у них груженая машина вместе с водителем. Посмотрели мы на фамилию водителя – тот самый, которого уже искали. Позвонили родным пропавшего, чтобы у них узнать возможные новости. Оказалось, и дома мужчина не появлялся, но, зная его склонность к загулам, родственники в милицию в этот раз решили не обращаться.
Снова начались поиски. Вскоре выяснилось, что пропавшая фура находится недалеко от «Гомсельмаша». Розыскная группа выехала на то самое место, чтобы найти «потеряшку». Целую неделю мы там прожили, ходили буквально по следам пропавшего мужчины: отслеживали вокзалы, дежурили у магазинов, посещали различные злачные места. И однажды ночью удача улыбнулась: пропавший горожанин попался возле пункта сдачи стеклотары. Мы помогли ему связаться с семьей, сообщили работодателю о том, что всё в порядке. Ну а доставлять пропавшего к месту жительства без его согласия права у нас нет. Знаем только, что история эта закончилась очередным увольнением горе-водителя с работы.
Совсем недавно стало известно, что тот самый мужчина снова устроился работать дальнобойщиком в одну из фирм. Зная особенности натуры этого «ходока», полагаю, что вскоре нам опять придется его искать…
Горе-суворовцы
Дмитрий ГРИБЧУК, старший опер-уполномоченный отделения уголовного розыска ГОВД:
– Случилось это осенью 2009 года. В милицию поступило сообщение, что со двора угнан легковой автомобиль. Спустя двое суток грибники наткнулись на него в Гаю и сообщили нам. С машины успели снять номера, однако она была цела.
Решили устроить засаду, чтобы задержать угонщиков. Дежурило несколько групп целые сутки. В ночь пришла пора заступить на дежурство и мне. В помощь определили сотрудников милиции из Бреста. Правда, оружие – табельный пистолет – было только у меня, остальные пришли безоружными.
Осенью темнеет рано. И вот сидим мы в кустах в пяти метрах от машины в полной темноте. Дождь, комары – условия, мягко говоря, не ахти. И вдруг слышим какой-то шорох. Затем возле машины появляется темный силуэт. Затем ещё один, и ещё. Кто подошел, мы разглядеть не можем, зато сразу понимаем, что эти люди высокие и довольно спортивного телосложения. Честно говоря, страшновато было, ведь неизвестно было, как они себя поведут. А вдруг вооружены? Смотрим, что будет дальше.
Угонщики тем временем походили немного вокруг машины, затем стали садиться в салон. Мы дождались, когда они завели мотор, чтобы задержать всех с поличным. А тут они включают фары, которые светят прямо на нас. Мы буквально ослепли. Вслепую и бросились задерживать подозреваемых. Я достал пистолет, снял его с предохранителя, кричу: «Не двигаться, буду стрелять!» К счастью, пускать в дело оружие не пришлось. Преступники настолько были ошарашены, что оказывать сопротивление не пытались. Водителя задержали прямо за рулем. Двое остальных только успели выйти из машины – мы их сразу сбили с ног и скрутили.
Когда задержанных привезли в отдел, выяснилось, что все они – 18-19-летние парни, живущие недалеко от Северного микрорайона. И все как один окончили суворовское училище. Установили также, что в преступной группе, кроме этих троих, было еще двое парней-суворовцев. Их тоже вскоре задержали.
Эта группа занималась похищением автомобилей. Следствие установило, что они воровали машины, затем снимали с них все, что только возможно, и продавали похищенное по частям. Кстати сказать, в угнанную машину, в которой их задержали, они уже успели поставить снятую с другого автомобиля магнитолу.