На флагштоках ритуальной площадки дежурных сил 61-й истребительной авиационной базы гордо реют полотнища государственных флагов – Республики Беларусь и Российской Федерации.
…Боевое дежурство – святая святых авиабазы, объект первостепенной важности. Именно здесь несут круглосуточно вахту по охране и защите воздушных рубежей страны самые надежные крылатые машины, самые опытные летчики, инженеры, техники. Все средства наземного технического обеспечения тоже при необходимости в первую очередь спешат сюда.
Вместе с тем, хотя расчет дежурного звена и выполняет боевую задачу, обыватель не увидит здесь суеты и признаков горячей боевой обстановки. Звенящую тишину окрестностей время от времени нарушает веселое чириканье птичек да спонтанный лай «караульной» собаки, охраняющей стоянку истребителей.
В домиках личного состава веет домашним уютом. Кровати аккуратно заправлены. Летные доспехи воздушных часовых разложены в шкафу на персональных полочках. Могут они, доспехи эти, и не пригодиться летчикам в течение всей смены. В таком случае экипажам полная свобода: надоело сидеть в интернете, читать книгу – включай «плазму», что висит на полстены, смотри телепередачи; устал от телевизора – бери доску с нардами, зови соперника, перед которым остался в долгу.
Но обманчива картина санаторной идиллии. Днем или ночью, в любой момент может поступить команда повышенной боевой готовности, и вспорхнет тишина испуганной птицей от топота бегущих людей.
Техник и механики прибывают к самолету первыми: летят в сторону чехлы, заглушки, защитные колпаки головок ракет; протяжно взвывает передвижной агрегат электропитания, набирая обороты.
А летчик уже в кабине. Кислородная маска пристегнута, парашют. Привычно бегают пальцы по кнопкам и тумблерам запуска двигателей. И вот мощный гул реактивных турбин окончательно, в клочья разрывает тишину. Еще несколько секунд, и грозная боевая машина стремительно и дерзко врывается в заоблачные дали, ложится на заданный курс…
В конце февраля летчики 61-й авиабазы начали нести боевое дежурство совместно с коллегами из России. На момент нашего посещения аэродрома лишь двое из них находились в домике дежурных сил – майор Валентин Войналович (на снимке справа) и капитан Феликс Дулаев. Остальные российские летчики – подполковник Игорь Абдулов, майоры Денис Бражников, Денис Жеребцов, Вячеслав Зайцев – отдыхали в ожидании своей смены.
– О себе? Родился и вырос в семье военного, – охотно вступил в разговор майор Войналович. – Отец у меня подводником служил. А я десять лет назад окончил Армавирское летное училище. За это время набрал около 700 часов налета. Наши экипажи несут дежурство на самолетах Су-27, местные летчики – на Миг-29. Дежурим поочередно.
В Барановичи мы перелетели из Карелии, с аэродрома Бесовец, что под Петрозаводском. Встретили нас здесь очень тепло, по-братски. Поселились в офицерском общежитии. На бытовые условия жалоб нет, если не считать тоски по дому – второй месяц пошел, как не видели своих родных. Но не беда, сегодня должна прилететь смена. А вообще, хочу сказать, нам здесь нравится. Город ваш чистый, аккуратный. Мы все его достопримечательности уже изучили и оценили.
– Каковы особенности дежурства? Как часто поднимают ваши экипажи в воздух? – спрашиваю у Валентина Войналовича.
– Сначала нас ознакомили с районом полетов, затем мы прошли соответствующую подготовку, сдали зачеты, получили допуск к выполнению боевой задачи. У меня на счету три вылета, у других чуток больше. А всего летчики нашей группы за время совместного дежурства выполнили около 20 вылетов.
Одних поднимали на патрулирование государственной границы по специальным маршрутам, других – на перехват контрольных воздушных целей. Технический состав свое дело тоже знает, относится к нему с огоньком, с чувством ответственности. Одним словом, обстановка спокойная, все идет в штатном режиме…
Пока мы беседовали с майором Войналовичем, белорусский летчик майор Александр Третьяков находился в воздухе, а его напарник, майор Алексей Карабан (на снимке слева), пребывал, что называется, в режиме неустанного ожидания команды «Воздух!» Такой привычной для всех рыцарей пятого океана, которым доверено беречь неприкосновенность воздушных рубежей союзного государства.