Наверх

В лицее № 1 Барановичей откроют мемориальную доску памяти бывшего ученика – капитана пограничных войск Андрея Новицкого

28.05.2015 513 Наш край

IMG_2957Сегодня страна отмечает День пограничника, а завтра лицей № 1 города ожидает волнующее событие – здесь торжественно откроют мемориальную доску памяти бывшего ученика –капитана пограничных войск Андрея Новицкого. В музее лицея соберутся учителя и ученики, приедут сослуживцы из Гродненской пограничной группы, будут родные. Не будет только самого Андрея…

23 сентября 2013 года. Дождь, ветер, слякоть. На улице очень неуютно. Капитан Андрей Новицкий, только-только вернувшийся с наряда, собрался отдыхать. Впереди – выходные. И вдруг – приказ: из-­за резкого изменения оперативной обстановки на государственной границе капитану Новицкому в составе маневренной группы (в которой он – старший) выдвинуться на участок пограничной заставы «Брузги».

Старший офицер Новицкий, которого в воинской части характеризовали как истинного пограничника-профессионала, быстро сориентировался на месте и, как записано в выписке из его личного дела, «произвел единственно правильную и полную оценку сложившейся ситуации, своевременно и грамотно поставил задачи подчиненному личному составу и оперативно информировал вышестоящее командование о состоянии обстановки непосредственно с места событий».

Скупые казенные строки. Только потом мама узнает, как её сильный 28­-летний сын, истекая кровью, добрался до того места, где была мобильная связь, и доложил о выполнении задания. И только потом – о том, что он получил тяжелые травмы.

Несчастный случай. В течение девяти дней военные врачи боролись за жизнь пограничника.  2 октября 2013 года капитан Новицкий скончался.

А его племяннику Ярославке, который очень похож на Андрея, в этот день исполнилось четыре годика. Мальчишка очень любил дядю и чувствовал, как сильно любит его дядя Андрей.

12 октября 2013 года родные Андрея Новицкого готовились к его свадьбе. Вот только судьба распорядилась по-иному.

– Страшно сказать, но по жизни у меня было нехорошее предчувствие, – рассказывает Валентина Антоновна. – Андрейка был еще маленький, и мне снится сон: я держу его на руках, а внизу бурлящая река. И вдруг он выпадает из моих рук, и поток воды уносит моего сыночка. С тех пор я очень боялась отпускать сына в любое место, которое было связано с водой. А он в ответ убеждал: «Мама, я же хорошо плаваю!»

Untitled-6Спустя год и восемь месяцев после гибели сына Валентине Антоновне ни капельки не легче. Боль не ушла, не стала тише. Она все такая же пронзительная.

– У меня изменились все приоритеты в жизни. Духовную поддержку я нашла в храме. Однажды, разговаривая с матушкой Еленой, услышала от нее, что наша связь с сыном не прервалась, что эта ниточка просто стала тоньше. Какая глубокая вера…

Валентина Антоновна всегда чувствовала, как близки они с сыном. Когда в день её рождения, в профессиональный праздник (Валентина Антоновна в прошлом – фельдшер-лаборант), на Новый Год, 8 Марта, в День матери с самого утра звенел телефон, она уже знала: это спешит её поздравить Андрейка. Иногда мама задавала себе вопрос: может быть, он такой самостоятельный потому, что растет без отца и старается быть мужчиной в семье?

По характеру Андрей был немногословным, сдержанным, так же вел себя и с мамой. А ей всегда хотелось услышать от сыночка больше, чем просто ответ на вопрос. На её просьбы рассказать о чем-либо подробнее сын шутливо замечал: «Краткость – сестра таланта».

Андрей Новицкий и о своей службе говорил одним предложением: «Всё хорошо».

– Сынок никогда не жаловался, что ему тяжело или что-то не так, – вытирает слезы Валентина Антоновна. – А я видела, что у него побиты локти, коленки.

Свои мужские секреты Андрею Новицкому всегда доверял тезка – двоюродный брат Андрей.

– Я знал, – говорит Андрей, – о том, что я расскажу Андрею, никто никогда ничего не узнает. Он был для меня настоящим другом.

У Валентины Антоновны двое детей – есть еще старшая дочь Оля. Оля и Андрей – разные. Мама вспоминает, как легко её дочери давалась учеба: она все схватывала на лету. Андрей же корпел над учебниками, и его усидчивость, стремление к знаниям, желание много знать поражали всех.

В школе юноша изучал английский язык. А когда пошел служить, пришлось заняться и литовским, и польским. Офицер Новицкий самостоятельно изучал эти языки. Он вообще ко всему относился очень ответственно, маме казалось, иногда даже чересчур.

Так было и за две недели до гибели сына. Он приехал домой, сделал маме ремонт (пошпаклевал стены, поклеил обои, положил ламинат – аккуратно, качественно) и собрался возвращаться в Гродно, чтобы крестить ребенка сестры своей невесты.

Поеду, мама, учить молитвы, к крещению надо идти подготовленным.

– Ты что, Андрейка, зачем их учить? Прочитай, как делают все, по бумажке, – посоветовала Валентина Антоновна сыну. На что её
Андрей категорично ответил:

– Нет, мама, буду учить.

Сходил к исповеди, причастился, покрестил ребенка. А через две недели парня не стало.

После гибели сына мама нашла ежедневник, который он вел. Андрей аккуратно записывал все, что надо было сделать в ближайшие дни. На октябрь 2013 года планов у жизнерадостного молодого человека на бумаге почему-то не оказалось.

Действиям личного состава маневренной группы и лично капитана Андрея Новицкого в сентябре 2013 года дана высокая оценка со стороны Государственного секретаря Совета Безопасности Республики Беларусь, Комитета государственной безопасности, Министерства обороны. За образцовое исполнение воинского долга, особые заслуги в укреплении государственной безопасности Республики Беларусь в охране государственной границы Указом Президента Республики Беларусь капитан Андрей Иосифович Новицкий награжден орденом «За службу Родине» III степени – посмертно. 30 июня 2014 года мать пограничника Валентина Антоновна получила высокую награду из рук Президента.

– Бабушка, я так тебя люблю, ты моя любимая бабушка, – от этих слов любознательного внучка Ярославки у бабушки Валентины на глазах слезы.

– Бабушка, а где наш дядя Андрей?

– На облачке.

– Бабушка, небо так близко. Давай найдем самую большую лестницу, чтобы дядя Андрей мог по ней спуститься к нам.

– Внучек, мы не достанем до облачка. Дядя Андрей смотрит на нас и все видит, все про нас знает.

Пятилетний Ярославка серьезно слушает любимую бабушку, не замечая, как по её щекам катятся слезы.

Светлана ГИЛЬ.



  • Мы в социальных сетях: