Наверх

В классе все равноправны?

03.10.2013 213 Наш край

В БарГУ прошел четырехдневный семинар в рамках международного проекта «Инклюзивному образованию – инклюзивного педагога». Этот университетский проект – победитель конкурса, который Представительство корпорации «Childfund International» (Международный детский фонд) в Беларуси организовало для популяризации дошкольного и среднего образования нового образца. 

40 студентов старших курсов факультета педагогики и психологии обучались основам «педагогической демократии». Объединение детей с разными возможностями и потребностями в одном классе – фундамент инклюзивного образования.

Небольшие лекционные блоки перемежались с открытой беседой «студент-тренер». Вера Хитрюк, доцент кафедры педагогики БарГУ, и Елена Серкульская, председатель ОО «Особый мир», спрашивали и отвечали на вопросы студентов.

Значительное внимание уделялось образованию детей с особенностями  психофизического развития. Елена Серкульская об этой проблеме говорит со знанием дела: как кандидат педагогических наук, трехкратная чемпионка мира по танцам на колясках, преподаватель адаптивной физкультуры в Белорусском государственном университете физической культуры. 

– В «Особом мире» мы учим людей с особенностями передвижения (так колясочников называют на Западе – прим. Е. С.) социальной адаптации через спорт, творчество. Иными словами, вместо рыбы даем удочку, чтобы человек сам рыбу выловил. Важно создать такие условия, при которых любой человек может быть полезен обществу, – заметила Елена Игоревна.

Во время тренинга она делилась со студентками опытом социализации, методами, которые применяются в общественной организации. По ее мнению, общество изменилось, и пришло время сменить стандарты в образовании на индивидуальный подход к каждому ребенку. А для этого необходимо пополнить законодательную базу, которая бы поддерживала учителей «нового поколения».

Кстати, БарГУ – практически единственный в республике вуз, где данная проблема скрупулезно изучается. В столичных университетах, к примеру, такого ресурсного центра инклюзивного образования, как в БарГУ, пока не создано. И это объяснимо: только сейчас о проблемах людей с особенностями психофизического развития говорят открыто и широко. Хотя нужную скорость процесс разрушения стереотипов еще не набрал.

– Как вы думаете, какое качество педагога наиважнейшее? – интересуется Вера Хитрюк. – Любовь к детям – это, конечно, фундамент любого хорошего учителя. Но сейчас важнее умение прислушиваться к нуждам каждого ребенка. Для этого нужна харизма и смелость. Нужно  не бояться выглядеть даже смешно. Требуется кардинальное изменение взглядов и позиций, отказ от шаблонов, которые в инклюзивном образовании просто недопустимы.

В программу семинара входил  просмотр документального фильма «Инклюзия для Самюэля». Лента рассказывает о том, как ребенок с особенностями в развитии и его родители последовательно изменяют свое отношение к проблеме.

Нужно сказать, что на устои традиционной педагогики уже «покушались» интегрированным образованием. В класс к обычным детям отправляются  ребята с особенностями в развитии. И в этом уже прослеживается определенная смелость и новаторство.

Инклюзия – это следующий шаг, смена власти, при которой парадом правит сам маленький человек, детсадовец и школьник. Педагог прислушивается к его пожеланиям, определяет его особенности и помогает развиться его задаткам. В такой образовательной системе «третьего поколения» нет места шаблону, ведь каждый ребенок уникален.

Думается, что семинар-тренинг – хорошая форма обучения будущих педагогов. Ведь она опирается на практику. В этом случае студентки, прошедшие курс, разработают информационные материалы, популяризирующие инклюзивное образование и доказывающее его эффективность. Новые идеи они станут пропагандировать в образовательных учреждениях города и района.



  • Мы в социальных сетях: