«Проживаю много лет в районе Несвижского перекрестка. Часто наблюдаю, как над крышей моего дома заходят на посадку военные самолеты. Видны даже силуэты лётчиков в кабинах. Хотелось бы со страниц газеты узнать о жизни людей этой романтической и трудной профессии на примере одного из них.
Что побудило его к выбору этой «небесной» профессии? Где постигал её азы? Какие профессиональные и физические тренировки летчики проходят? Дают ли им, как в прежние времена, шоколад? Как обустроен их быт и как они проводят свободное от полётов время?
Валерий Емельянович, читатель «Нк» с 55-летним стажем».
Прочитав письмо нашего постоянного читателя, корреспондент «Нк» решил побывать в гостях у авиаторов 61-й истребительной авиабазы.
За минувшие 20 лет, к слову, мне много раз приходилось рассказывать на страницах газеты о представителях этого воинского коллектива. Причем как о молодых пилотах, так и о тех, кто в совершенстве владеет навыками управления и применения грозных боевых машин. Многие из них (Александр Пигарев, Эдуард Кравченок, Олег Третьяков, Владимир Рябухин, Петр Трухан и другие) давно на заслуженном отдыхе.
В старых газетных подшивках можно найти также публикации о летчиках, которые ушли в бессмертие, оставив на земле о себе светлую память – Владимир Карват, Александр Марфицкий, Александр Журавлевич.
Жизнь на месте не стоит. Одни воздушные бойцы уходят в запас по выслуге лет, на их место приходят молодые орлята, одержимые страстным желанием летать, покорять более крутые заоблачные высоты. В ноябре прошлого года славная боевая семья истребителей 61-й авиабазы вновь приняла радушно в свой крылатый строй четверых новичков. С ними мне и предложили встретиться и побеседовать. Охотно принял предложение.
На вопрос «что побудило выбрать профессию летчика?» Вячеслав Завацкий и Иван Гук ответили коротко и уверенно: «Уж если служить в армии, так только в авиации – в элитном роде войск».
Примерно такой ответ и ожидал услышать. Парни выросли в городе, над которым часто раздавался гром реактивных турбин, с раннего детства интересовались книгами и фильмами об авиации, о героической профессии военного летчика. К тому же и отцовский пример сыграл свою роль. Отец воспитанника 5-й барановичской гимназии Вячеслава Завацкого (Леонид Александрович) – майор запаса, в прошлом году закончил армейскую службу в 61-й авиабазе инженером по радиоэлектронному оборудованию. Иван Гук, выпускник барановичской гимназии № 1, авиационный факультет Военной академии также выбирал с одобрения отца – подполковника запаса, бывшего начальника оперативного отдела 8-й радиотехнической бригады.
Стать военным летчиком суждено не каждому. В первую очередь необходимо иметь безупречное здоровье, прочные знания по математике и физике – без этого не осилишь сложной учебной академической программы. У «троечников» и хлюпиков, прямо скажем, шансы на поступление в Военную академию Республики Беларусь ничтожны – строгая медкомиссия и профессиональный отбор таких кандидатов не пропустят, как бы ни было велико желание прорваться в небо.
Однако не стоит сильно обольщаться и тем, кому все-таки повезло, кто надел курсантские погоны. Каким бы ни был сладким шоколад (он по-прежнему входит в столовое меню летчиков), это еще не гарантирует счастливчику лётного долголетия.
Нередки случаи, когда с мечтой о небе приходится распрощаться не только в стенах академии, но и в строевом полку – могут запросто списать по состоянию здоровья или летной непригодности. Ведь программа боевой подготовки летчика достаточно сложна и насыщенна: от простого пилотирования самолета до умения стопроцентно и эффективно использовать боевые поражающие свойства летающего комплекса – метко бомбить наземные цели, выполнять перехваты воздушных целей (днем и ночью при любых метеоусловиях), вести маневренные воздушные бои.
Словом, только кропотливый труд, регулярные тренировочные полеты и неутомимое совершенство профессиональных навыков способны помочь летчику достичь намеченной цели.
У Вячеслава Завацкого, Ивана Гука, Дмитрия Велько и Вадима Леоновца первые серьезные барьеры на пути к заветной мечте позади. Пройдя строгую медкомиссию и конкурсные испытания, они попали в обойму счастливчиков – надели лейтенантские погоны.
– О сделанном выборе нисколько не жалеем. За пять лет обучения в Военной академии мы выполнили по восемь парашютных прыжков, – рассказывает лейтенант Вячеслав Завацкий. – Учиться было хоть и трудно, но интересно. Начинали летать с инструкторами на планере Л-13. На 2-м и 3-м курсах упражнялись на Як-52. Последние два года обучения поднимались в небо на Л-39. В общей сложности каждый из нас налетал по 210 часов, около 70 из них – самостоятельно.
Теперь осваиваем истребитель МиГ-29. Эта грозная машина, конечно, не идет ни в какое сравнение с теми, на которых начинали летать. Наземную подготовку по плану переучивания на этот тип самолета мы уже прошли, сдали зачеты, приступили к вывозной программе. У меня на счету, к примеру, уже два вылета на «спарке». Летал с командиром звена майором Владимиром Ситником.
– Доверял в воздухе инструктор ручку управления самолетом?
– Доверял. Получается вроде неплохо. В следующем полете обещал доверить посадку – наиболее сложный элемент полета. С нетерпением жду этого экзамена…
Пока беседовал с Вячеславом и Иваном, их ровесники (уроженцы Лунинецкого и Кобринского районов Дмитрий Велько и Вадим Леоновец) тем временем занимались на тренажере. Эта умная и весьма полезная не только для начинающих летчиков машина сегодня не простаивает ни минуты.
Пока «старики» усиленно готовятся к воздушному параду над небом столицы, оттачивая мастерство в небе, лейтенанты не теряют времени даром – под руководством опытных инструкторов стараются максимально использовать возможности наземного тренировочного комплекса. После парада, несомненно, у них появится возможность чаще подниматься в реальные заоблачные высоты.
А там, смотришь, через три десятка вылетов молодые орлята и самостоятельно поднимут в воздух учебно-боевой МиГ. Так всегда было и будет: преемственность летного опыта – залог профессионального роста воздушных бойцов.
Вроде на все вопросы нашего читателя ответил автор. В остальном герои моего повествования обычные земные парни. Вячеслав уже обзавелся семьей, снимает в Барановичах жилье. Иван живет с родителями, отправиться с любимой под венец собирается в августе.
Проводят молодые летчики свободное время по-разному, в зависимости от настроения: шашлычок на природе, бильярд, кино, рыбалка, интересная книга. Но на первом месте для них все ж самолеты – штудирование технической литературы и летных инструкций.
Только сильным и смелым покоряется высота.
Николай ХУДЕНКО