Наверх

В чьих руках судьба авторынка?

31.10.2013 417 Наш край

Вместе с ликвидацией предприятия «Барановичиметаллоптторг» под угрозой закрытия оказался автомобильный рынок «Звездный».

«Мы, предприниматели, работающие на авторынке более пяти лет, теперь можем лишиться своих рабочих мест. Автомобильный рынок «Звездный» широко известен в Беларуси, сюда со всех регионов страны приезжают продавать и покупать автомобили, запчасти для ремонта и другие сопутствующие товары. Здесь построены удобные павильоны для торговли, есть пункты питания, оформления страховки и купли-продажи автомобилей.

Этот рынок необходим городу, его ликвидация нецелесообразна», – такое тревожное письмо пришло в редакцию «Нашего края» на днях.

Решение о ликвидации

Будущим автомобильного рынка и своей судьбой индивидуальные предприниматели и работники рынка, которые подписали послание в газету, оказалось, обеспокоены не зря. В начале октября весь персонал «Звездного» был уведомлен о том, что «в связи с решением внеочередного общего собрания акционеров ОАО «Барановичиметаллоптторг» от 25 сентября 2013 года общество ликвидируется, через два месяца после ознакомления с данным решением будут уволены работники «Барановичиметаллоптторга», и работа авторынка «Звездный» после 2 декабря станет невозможна». Уведомление подписал Павел Каминский, который действует теперь от имени ликвидирующегося предприятия «Барановичиметалл-
оптторг» и представляет интересы государственного объединения «Белресурсы», основного акционера «Барановичиметаллоптторга». Его должность так и называется  –  ликвидатор.

Но если крайний срок ликвидации «Барановичиметаллоптторга» установлен 25 июня 2014 года, то для авторынка, который является структурным подразделением «Барановичиметаллоптторга»,  наступили  последние деньки. «Я не ставлю целью ликвидировать авторынок. Его нужно либо перенести, либо найти инвестора. Об этом я сообщил и городским властям. Сейчас же мы обязаны рассчитаться с персоналом. А значит, кто-то другой должен взять на себя обслуживание и работу рынка»,  – заявляет Павел Каминский.

– Но почему последовала ликвидация предприятия? Ведь ещё в прошлом году коллектив работал стабильно, – задаю вопрос своему собеседнику.

Павел Каминский обозначает свою позицию. По его словам, барановичское предприятие потеряло рынок торговли металлом. «На бирже, где сегодня осуществляются все операции купли-продажи, побеждает тот, у кого самая низкая цена. А насколько дешево – зависит от больших объемов.  В этой борьбе «Барановичиметаллоптторг» проиграл. У предприятия нет оборотных средств, высокие накладные расходы. Коллектив не рассчитал свои силы, набрав кредитов. С января «Барановичиметаллоптторг» работает с убытками – за семь месяцев года они составили 1,5 миллиарда рублей, сейчас – 1 миллиард. Снизились только за счёт продажи подсобного хозяйства, мастерской. Поэтому акционеры и приняли решение о ликвидации предприятия в пользу другого игрока  – «Белметалла», который также входит в «Белресурсы».

 Павел Каминский утверждает, что эта компания  «несопоставима с «Барановичиметаллоптторгом»: она является основным поставщиком металла на белорусском рынке.  И теперь именно «Белметалл» станет хозяином в Барановичах. А поскольку он занимается исключительно продажей металла, то такой социальный объект, как автомобильный рынок, который достался «Белметаллу» в наследство, ему не нужен.

С доводами ликвидатора Павла Каминского не может согласиться главный бухгалтер «Барановичиметаллоптторга» Надежда Климко. «Я в растерянности не только от ситуации вокруг авторынка. Честно говоря, в шоке от самой истории с ликвидацией всего нашего предприятия. Считаю, что коллективу просто не дали шанса. Мы были на нормальном счету в «Белресурсах», стабильно платили налоги. В прежние годы к нам даже присоединяли отстающие предприятия. Столовую такую сделали! Авторынок прибыльно работает. А сейчас, выходит, стали неугодны. Почему-то все решили за нас».

Бывший директор «Барановичиметаллоптторга» Геннадий Хрищанович тоже не скрывает своего сожаления: «И предприятие жаль, и рынок. Сколько мы туда вложили сил, средств, здоровья, навели более-менее порядок. Городу рынок нужен, и нужен именно здесь».

Рынок прижился

Автомобильный рынок «Звездный» ведет свой отсчет с 2005 года. Правда, тогда его появление на западной карте Барановичей  многие, и прежде всего индивидуальные предприниматели,  приняли в штыки. Иметь авторынок на стадионе город больше не мог. От этого объекта в центре Барановичей были одни неприятности: страшная загазованность, запруженность автомобилями, аварийные ситуации. Город выручил «Барановичиметаллоптторг», предложив свободные территории под размещение авторынка и надеясь на дополнительные источники доходов. Получив добро от властей,  работники предприятия засучили рукава. Три-четыре субботника – и территорию очистили от хлама. Ещё полгода – и построили фундаменты под торговые павильоны.

Объективности ради надо заметить, что становление рынка «Звездный» шло тяжело. Не раз и наша газета писала о недовольстве предпринимателей, которые жаловались на отсутствие покупателей из-за  неудобного и далекого расположения рынка.

Автомобилисты, в свою очередь, выражали претензии по поводу отсутствия хороших парковок, загруженности Слонимского шоссе. В первое время купли-продажи происходили именно там, на трассе. Какую головную боль получил, директор предприятия «Барановичиметаллоптторг», в состав которого вошел автомобильный рынок, даже представить себе не мог. Стоявший у истоков создания авторынка Леонид Лицкевич, прежний руководитель предприятия, ушел на повышение в Брест, и все шишки посыпались на голову Геннадия Хрищановича.

В конце концов рынок прижился. Не конфетку, конечно, сделали, но порядок навели. Земли-грязи сейчас на этой территории нет: где-то  – асфальт, где-то  – плиты, появилась гостевая стоянка, эстакада. Не редкость, когда владельцы из других регионов оставляют свои автомобили до следующих выходных, а сами уезжают домой, не беспокоясь за их сохранность.  Для торговли автомобильными запчастями есть хорошие павильоны. С безопасностью движения проблема разрешилась. С кадрами ситуация стабилизировалась. До недавнего времени здесь было и горячее питание: столовая с обедами, кафетерий с чаем-кофе. Теперь новая администрация все эти объекты закрыла.

Отдельно об экономике авторынка. Его доходность в большей степени зависит от заезда машин, точнее, от количества автомобилистов. В минувшие выходные на «Звездный» прибыло 527 автомобилей. 80 тысяч рублей – тариф для легковушек, 120 тысяч рублей – для микроавтобусов.

– А нас разве можно со счетов сбрасывать? Я, например, 1 миллион 376 тысяч рублей налога в месяц плачу, а другие – и полтора миллиона, – заявляет индивидуальный предприниматель по торговле запчастями Ричард Григорьев. – Аренда одного торгового места – 620 тысяч рублей. Торгующим в павильонах она обходится ещё дороже – 740 тысяч рублей. А нас здесь торгует 55 ИП плюс 45 – в воскресенье.

О конкретной  арифметике, складывающейся на рынке, журналисту «Нк» сообщила Надежда Климко. Первый квартал для «Звездного» всегда был мертвым сезоном. И в 2013-м эти три месяца дохода предприятию не принесли.  А уже в апреле авторынок получил 9 миллионов рублей прибыли. Дальше – больше. В августе – уже 35 миллионов, когда в воскресенье на рынок заезжало 300 машин. В эти выходные, напомню, количество автомашин перевалило за 500.

Воскресенье для барановичского автомобильного рынка – день счастья. В субботу большая торговля автомобилями идёт на столичных авторынках, а на следующий день её центром становятся Барановичи. К нам едут из Гродно и Витебска, Гомеля и Речицы, Бреста и Минска, Слонима и Волковыска…

Планы не сбудутся?

– Мы столько планировали ещё сделать, – говорит директор авторынка Василий Савченко. – Хотели стоянку заасфальтировать, мойку построить, диагностику открыть…

Бизнес-план развития автомобильного рынка рассчитан на период до 2015 года. До 2016 года – срок действия договоров индивидуальных предпринимателей с «Барановичиметаллоптторгом». Однако 2013-й все эти планы, похоже, перечеркивает. 

По мнению всех 45 индивидуальных предпринимателей по торговле запчастями и сопутствующими товарами, собака зарыта в другом месте. «Просто наша удобная территория, видимо, кому-то приглянулась».

4,5 гектара территории: 3 га – рынка и 1,5 га – гостевой стоянки –  и в самом деле привлекательны: хорошие подъезды, железнодорожная ветка. Тут и краны имеются. К слову: стоимость авторынка сегодня составляет 6 миллиардов рублей.

Какие бы слухи ни гуляли на авторынке, суть не меняется: со 2 декабря свои рабочие места потеряют более 150 человек. «Этого нельзя допустить», – убеждены начальник управления архитектуры и градостроительства горисполкома Леонид Сушко, заместитель начальника отдела торговли и услуг Татьяна Артюшкевич, заместитель начальника землеустроительной службы Ирина Стрельчик.

Городские власти ищут выход из создавшегося положения – не осталять же людей наедине с их проблемой.



  • Мы в социальных сетях: