Наверх

В Барановичском районе возрождается семеноводство трав

20.08.2014 328 Наш край

Фразеологическое выражение «хоть трава не расти» обозначает равнодушие и безразличие к чему-либо. Мы с главным агрономом райсельхозпрода Андреем Живулой – за то, чтоб травы росли, потому что без них не будет прочной кормовой базы для животноводства, а значит, не будет молока и мяса – такая вот получается цепочка. Разве можно в этом вопросе  быть безразличным?

Чтоб было выгодно

Сейчас в районе ведется закладка семенников трав. Зачем покупать семена трав втридорога, если можно вырастить свои? Есть в хозяйствах района специалисты, умеющие это делать. Андрей Живула привел в пример главного агронома «Барановичхлебопродукта» Эдуарда Казимирчика, благодаря которому выращены и реализованы в этом году «Бресттравам» семена фестулолиума на сумму 150 миллионов рублей. Фестулолиум – новый вид кормовой травы, полученный путем скрещивания овсяницы и райграса. Для заготовки сенажа – это то, что надо.

«Бресттравы» предлагают хозяйствам района заключать договора на взаимовыгодных условиях: они поставляют элиту, сельхозорганизации выращивают из нее семена. «Бресттравы» забирают себе часть выращенного, равную по стоимости элите, а остальной семенной материал хозяйства используют у себя. Дали согласие на подобные варианты сотрудничества «Барановичхлебопродукт» (посеют овсяницу красную и костер безостный) и «Щара-Агро» (будет специализироваться на канареечнике тростниковидном).

Для чего это нужно?

– «Щара-Агро» вообще сеет немало многолетних трав – сколько можно и сколько нельзя, – комментирует Андрей Живула. – Опытный руководитель Эдуард Сырыца понимает их значимость для создания кормовой базы.

Упор в районе делается именно на многолетние бобовые и злаковые травы, из которых можно приготовить сенаж и сено отличного качества, создать запас высокопитательных кормов. Бобовые травы – это незаменимый белок в рационе животных.

«Дружба», «Утес» и «Бересни» посеяли люцерну, бобовую культуру, на зеленый корм. Раньше «Утес» в глаза люцерны не видел, а теперь 100 гектаров ей отвел. Потому что новый руководитель Леонид Кустинский посчитал: люцерна необходима для кормления животных на современной молочно-товарной ферме в Богушах. И он прав.

Ноша элитхоза

Наибольшее количество семенников трав – 218 из имевшихся в нынешнем году в районе 729 гектаров – принадлежало экспериментальной базе «Вольно», что не удивительно. Кому, как не элитхозу «Вольно», заниматься столь кропотливым и ответственным делом – семеноводством трав? Директор базы Олег Петкевич сказал, что полагается в этом деле на своего главного агронома Александра Осиповича, квалифицированного специалиста.

Александр Осипович десять лет назад прибыл в хозяйство по распределению. У него два высших образования – агрономическое и управленческое. «Вольно» производит семена трав для всей области, причем таких, которыми мало кто занимается даже в республике.

Взять, к примеру, галегу восточную. Это не новая культура, но основательно подзабытая. «И это самая рано отрастаемая бобовая культура, способная восполнить кормовой баланс в животноводстве. По выходу сухого вещества галега находится на первом месте среди всех трав. В прошлом году мы решили попробовать выращивать ее семена, посеяли 11 гектаров», – говорит Александр Осипович.

Прибыльный выбор

«Вольно» предпочло приемлемый и достаточно оригинальный выбор трав. 20 гектаров занял лядвенец рогатый, быстро отрастаемый, содержащий белок, хороший медонос. Замахнулись на получение семян люцерны. Для их вызревания нужно тепло. Уборка ведется в конце октября – начале ноября.

Семена люцерны стоят очень дорого – если импортные, то 90 миллионов рублей за тонну. Одним словом, «Вольно» занялось импортозамещением. Касается это и семян клевера ползучего, посеянного на 33 гектарах.

Стоимость семян бобовых в три-четыре раза превосходит стоимость злаковых, но последние менее привередливы в возделывании. Первый год выращивания самый важный. «За травами нужно смотреть, как за маленьким ребенком, –  подчеркивает Александр Осипович. – Если зарастут трудноотделимыми сорняками, то потом их не очистишь». В последующие годы хлопот и затрат меньше, рентабельность возделывания доходит до 400 процентов. То есть травы по прибыльности занимают главное место среди сельхозкультур. Вот вам и «хоть трава не расти»! Пусть растет, раз столько денег может приносить в кассу хозяйства.

Александр Осипович посчитал, что выручка от реализации уже обмолоченных на всех 100 гектарах элитных  семян злаковых трав (в их ассортименте ежа сборная, райграс пастбищный, овсяница тростниковая, фестулолиум) составит в этом году около полумиллиарда рублей. Еще столько же можно получить от продажи семян бобовых.

Мечта агронома

Главный агроном экспериментальной базы поделился своей мечтой – наладить производство травосмесей для общественного животноводства Барановичского района, чтоб хозяйства не метались в поиске оптимальных составов. Травосмеси очень востребованы на рынке, но стоят сейчас в «Бресттравах» дороговато из-за входящего в них завозного клевера ползучего – примерно 37 миллионов рублей за тонну. Собирая собственные семена клевера ползучего, «Вольно» сделает доброе дело: уменьшит импорт и удешевит травосмеси.

– Но это произойдет позже – тогда, когда мы сформируем окончательную структуру трав, – замечает мой собеседник.

Про себя он уже прикинул, из чего можно было бы готовить сенокосные и пастбищные травосмеси. Это называется – подобрать по балансу. Ежа сборная будет неплохо сочетаться с овсяницей тростниковой – для сенокосного варианта вполне подойдет. Пастбищная версия может включать клевер ползучий, райграс пастбищный и мятлик луговой.

Будучи элитным хозяйством, «Вольно» профессионально занимается чисткой семян трав. Это – не то же самое, что зерновые почистить: процесс идет не так быстро. Травы требуют щепетильного подхода и тщательной регулировки семяочистительных машин.

Пожелаем Александру Осиповичу, чтоб его мечта сбылась. И согласимся с утверждением главного агронома экспериментальной базы, что основа производства молока начинается с семеноводства трав.



  • Мы в социальных сетях: