Перед открытием традиционной майской педагогической конференции председатель горисполкома Юрий Громаковский пообщался с представителями молодежного парламента Барановичей.
Бесплатный Wi-Fi – для туристов и не только
– Что вы уже сделали? Какие есть у вас идеи? – поинтересовался мэр города у недавно избранного главы парламента молодежной столицы Максима Тютенькова.
Идей у молодых, как оказалось, много. Ребята хотят, чтобы в центре города появилась точка бесплатного доступа Wi-Fi, планируют провести акции «Сделай мир добрее», «Бессмертный полк»… И это лишь малая толика задумок.
Точку бесплатного доступа к интернету молодежь предлагает открыть для того, чтобы у каждого туриста была возможность просмотреть онлайн-карты, сориентироваться в нашем городе. Нужна она и самим ребятам для флэш-мобов.
Молодые продемонстрировали главе города логотип своего парламента, созданный совместными усилиями, познакомили с руководителями парламентских комиссий, которые будут отвечать за определенные направления: от вопросов соцзащиты и занятости до поддержки инициатив и организации досуга.
Юрий Громаковский сказал, что представителей молодежного парламента будут приглашать на заседания горисполкома и даже, возможно, предоставят им право совещательного голоса.
– Идея – это хорошо. Но путь между моментом, когда она возникла, и ее реализацией иногда очень непростой и длительный, – заметил Юрий Анатольевич.
Пусть ребята убедятся в этом сами и научатся искать ресурсы, благодаря которым становится возможным воплотить мечту в реальность.
То из задуманного, что возможно сделать сегодня, глава города призвал молодых не откладывать в долгий ящик. Например, идея «Бессмертного полка» (шествие школьников с портретами дедушек-бабушек – героев Великой Отечественной войны как знак того, что наследники Великой Победы не дадут никому переписать историю) должна воплотиться в жизнь уже во время июльских праздников.
– Думаю, много инициатив и идей мы почерпнем от нашей молодежи, – заключил Юрий Громаковский.
Барановичи присоединились к инициативе ЮНИСЕФ «Город, дружественный детям» в начале года. Напомним, она предполагает создание правового, социального и образовательного пространства, в котором юным гражданам комфортно жить и всесторонне развиваться, где дети и молодежь сами участвуют в разработке программ и принятии решений, затрагивающих их интересы.
Но, надо заметить, многое для этого в первой молодежной столице Республики Беларусь было сделано задолго до присоединения к международной инициативе. Учащиеся презентовали отдельные достижения.
Не один год лицеисты участвуют в волонтерском движении; в лицее, во многих гимназиях и школах давно созданы свои ученические органы самоуправления. Представитель подобного школьного парламента Станислав Масальский, учащийся гимназии № 2, награжден дипломом республиканского конкурса «Лидер года – 2016» в номинации «Моя гражданская позиция».
А дальше – смарт-классы?
Год от года растет число победителей заключительного этапа предметной олимпиады; средний балл, набранный выпускниками на централизованном тестировании, выше областного; половина учреждений общего среднего образования участвует в инновационных проектах…
Как результат, Барановичи по итогам прошлого года возглавили рейтинг регионов, который отражает качество работы местных отделов образования. В беседе с журналистами Юрий Просмыцкий, начальник управления образования облисполкома, образно назвал барановичских педагогов «законодателями мод» для Брестчины. Однако конференция не превратилась в обмен комплиментами между профессионалами. Тон ее был задан деловой, энергичный, требовательный.
– Мы далеки от мысли, что у нас должно произойти головокружение от успехов. Победы ничему не учат, учат только поражения. Нужно вскрыть проблемы, чтобы уверенно идти вперед, оставаться первыми, – подчеркнула Елена Соловей, начальник отдела образования, спорта и туризма горисполкома.
В следующем учебном году наши педагоги, как заметила Елена Соловей, намерены не только удержать планку, но и поднять ее на более высокий уровень.
Лицею, по мнению Елены Сергеевны, предстоит стать центром по преемственности между общим средним образованием и высшей школой. С нового учебного года в лицее появится 20 факультативов, которые будут вести 15 преподавателей ведущих вузов страны, а посещать – не только лицеисты, но и лучшие учащиеся 9–11-х классов барановичских школ.
Открытые в этом учебном году в средних школах №№ 14, 19, 21 профильные классы показали свою результативность. В будущем году предполагается расширить круг направлений профильного обучения. Класс, в котором будут изучать английский язык на повышенном уровне, предполагается открыть в средней школе № 7, класс педагогической направленности – в СШ № 14.
Барановичи – первый город республики, который системно подошел к использованию в педагогической практике электронных платформ обучения. По убеждению Елены Соловей, идея электронной школы должна получить развитие. Гимназия № 1, например, планирует открыть математические смарт-классы (от слова смартфон). Для этого она собирается к новому учебному году закупить для своих учащихся 1, 5, 8 и 10-х классов планшеты.
– А ведь несколько лет назад мы даже не думали, что будем обсуждать такие вопросы, – заметила начальник отдела образования, спорта и туризма.
Траектория для каждого ученика
Многие учреждения образования города стали республиканскими экспериментальными площадками. В их числе и средняя школа № 13, которая реализует на практике идею инклюзивного образования. Директор школы Сергей Пузиков заметил: не все родители были готовы к тому, чтобы в одном классе с их ребенком занимался ученик с особенностями развития. Психологические тренинги с родителями дают свой результат, помогают справиться даже взрослым людям со стереотипами.
– Французский писатель Альбер Камю однажды сказал: «Школа готовит к жизни в мире, которого не существует». Но ведь современная школа не должна быть такой! – Сергей Пузиков, обладатель гранта горисполкома в номинации «Руководитель учреждения общего среднего образования» (награждение лучших педагогов состоялось на этой же конференции), убежден, что выпускник должен покидать школу не только с багажом знаний, но и со сформированной системой общечеловеческих ценностей, которая была и остается важнейшей из наук – наукой жизни.
При том, что в городе произошла оптимизация классов, педагоги стремятся выработать индивидуальную образовательную траекторию для ученика. В гимназии № 2, которая участвовала в республиканском инновационном проекте, как рассказала Вера Войцеховская, заместитель директора, заводится персональная карта достижений на каждого ученика, что позволяет проследить его рост.
В средней школе № 16 дети определяются с будущей профессией в «консалтинговом агентстве», которое появилось здесь благодаря фантазии талантливых педагогов. Презентуя опыт школы, Наталья Швед, победительница областного этапа конкурса «Учитель года – 2014», пояснила, что уже в пятом классе составляется психограмма ученика – выделяются его качества и склонности, по которым ведется подбор подходящей профессии. Заводится электронная профориентационная карта, с которой работают психолог, учителя-предметники, родители, чтобы лучшие черты характера школьника получили дальнейшее развитие.
Юрий Громаковский, подводя итог конференции, заметил, что, по его мнению, впечатляющие результаты работы педагогов города – следствие эксперимента по оплате их труда, который второй год идет в Барановичах. И назвал себя сторонником этого эксперимента.
А Юрий Просмыцкий в заключение подчеркнул, что современный педагог должен работать на завтра или даже на послезавтра.
– Если мы будем работать на сегодня, то безнадежно отстанем от жизни. Мир стремительно меняется, стрелки часов, кажется, всё ускоряют и ускоряют свой бег, а педагогу, чтобы его ученики нашли свое место в этом мире, как и прежде, надо быть впереди.
Виталий ГЕРЦЕВ.
Фото автора.