12 мая телеканал НТВ снимал в Барановичах очередную серию передачи «Следствие вели…» с Леонидом Каневским. Авторов программы заинтересовало одно из самых громких и резонансных дел, случившихся в городе в советские годы.
Сам известный актер, которому 2 мая исполнилось 75 лет, приехал в Барановичи всего на один день, и встретиться с ним, к сожалению, не удалось. Напомним, известность Леониду Каневскому принесла роль майора Томина в телевизионном сериале «Следствие ведут знатоки», который вышел на экраны в 1971 году и много лет был очень популярен. В 2006 году на НТВ начали показывать документальный цикл передач «Следствие вели…», где Каневский рассказывает о самых громких и жестоких преступлениях советской эпохи.
Серия преступлений, о которой вскоре расскажут телезрителям в очередном выпуске программы, произошла в Барановичах в 1971 году – аккурат, когда на телеэкран вышли первые серии знаменитого сериала. О том, какой ужас наводила банда на жителей города, как преступников пытались ловить «на живца», рассказала майор милиции в отставке Вера Ивановна Рылеева. Незадолго до нашей встречи у нее побывали журналисты НТВ, с которыми она также поделилась известными ей подробностями этого дела.
43 года назад Вера Рылеева работала инспектором детской комнаты милиции, а до этого 13 лет была обычным учителем математики. В 1968 году ее, как секретаря парторганизации, отправили на работу в милицию, и на момент тех событий ее милицейский стаж составлял два с половиной года. Всего же в органах внутренних дел Вера Ивановна отработала 25 лет, заочно окончила юридический факультет и вышла на пенсию в 1992 году в звании майора. О том, что так круто изменилась ее жизнь, Вера Ивановна ничуть не жалеет, а преступление, о котором идет речь, называет самым запомнившимся за годы службы. «Это было громкое, необычное дело тех лет, – вспоминает она. – Я была рядовым инспектором. Однажды – это была поздняя осень 1971 года – оперативный дежурный доложил, что вечером на учительницу напали двое в масках, ударили, пытались ограбить. Никаких примет она не запомнила, заметила лишь, что один был высокий, второй ниже ростом. Через день нападение повторилось».
Первые нападения случились в районе Третьяков, и пока милиционеры занимались «отработкой», преступники «отметились» в другом районе, потом в третьем, и так далее… Никаких примет, кроме роста, из-за масок никто из потерпевших не запомнил. Нападавшие приставляли им к горлу нож и угрожали револьвером, избивали, иногда пытались насиловать, грабили, отбирали сумочки. До смертельных случаев, к счастью, не дошло, однако жители города были очень напуганы. Преступников решили ловить «на живца». Вера Ивановна и другие женщины-милиционеры переодевались в гражданскую одежду и в темное время суток прогуливались по темным переулкам и пустырям. Естественно, под прикрытием оперативников. Однако это никакого результата не принесло. Ни на одну из подсадных жертв преступники не клюнули, однако продолжали творить свое черное дело – нападения повторялись через день-два. Новых примет по-прежнему не появилось, однако одна из девушек услышала, как преступник обратился к другому по кличке. Как потом, оказалось, созвучной с фамилией одного из преступников. «Нам пришлось проверять всех подростков – у кого какие клички. Подходили три человека, однако и эта ниточка ни к чему не привела», – говорит Вера Ивановна и вспоминает, что в итоге на счету подельников оказалось 28 преступлений. Цифра эта хорошо врезалась в память, так как позже выяснилось – одному из преступников еще не было 18 лет, поэтому показатель преступности среди несовершеннолетних вырос именно на эту цифру.
Нападения продолжались больше месяца. Задержали грабителей в конце ноября, а вышли на их след благодаря другому делу, в котором те также были замешаны. Подробностей Вера Ивановна, к сожалению, не знает, многих сотрудников милиции, которые могли бы детально об этом рассказать, уже нет в живых. Оставим эту интригу для зрителей телепрограммы «Следствие вели…»
К тому же, в отличие от нынешних времен, когда каждое ЧП и более-менее резонансное преступление детально описывается в газетах, о них говорят на радио и телевидении, в СМИ тех лет не принято было раздувать панику. Почти три десятка схожих преступлений – и ни одной строки в местной газете, хотя бы с предупреждением быть осторожными по вечерам – в наше время трудно себе такое представить. А тогда в конце ноября 1971 года в районной газете «Знамя коммунизма», предшественнице «Нашего края», появилась лишь небольшая заметка под заголовком «Преступники задержаны». Вот ее текст: «В октябре – ноябре 1971 года имели случаи нападения на женщин со стороны двух мужчин. Нападавшие закрывали лица масками. Принятыми мерами розыска преступники были установлены. Ими оказались рабочие завода станкопринадлежностей Семен Ц., ранее судимый за злостное хулиганство, и 17-летний Михаил Б. Преступники задержаны. По данному делу ведется следствие».
Задерживали подельников прямо на проходной завода. В ходе следствия, вспоминает Вера Ивановна, выяснилось, почему они долго были неуловимы. Оба местные, жили в центре города, многих сотрудников милиции знали в лицо. После работы встречались и «дежурили» в кустарнике напротив здания милиции – следили за движением в отделе. Если автобус с милиционерами отправлялся отрабатывать какой-либо район, шли в противоположную сторону и совершали нападения там, чтобы тем самым себя обезопасить.
Почти через четыре месяца состоялся суд. «Во время суда преступников охраняли сотрудники внутренних войск – боялись, что люди устроят самосуд. Я и мои коллеги в тот день стояли в оцеплении здания», – помнит события того дня Вера Ивановна. Старший из преступников из своих 22 лет пять провел в местах не столь отдаленных за злостное хулиганство. Вернувшись домой, исправляться и не подумал, а состряпал новый план и вовлек в него 17-летнего парня, с которым вместе работал на заводе.
Семен Ц. сам смастерил две маски, на заводе выточил самодельный нож, где-то купил старый нерабочий револьвер – для устрашения жертв. В один из темных октябрьских вечеров подельники впервые вышли на дело и с регулярностью стали совершать нападения через день-два. Их жертвами становились в основном одиноко идущие девушки и женщины. В числе потерпевших, вспоминает Вера Ивановна, было много учительниц. Среди них оказалась и педагог, преподававшая в школьные годы у Семена. Неужели он не узнал свою учительницу, или настолько ожесточился, что ему было все равно, недоумевали присутствовавшие на суде?
В репортаже из зала суда, появившемся в газете «Знамя коммунизма» 31 марта 1972 года под названием «Финал похождений преступников», авторы – старший помощник прокурора Брестской области Г. Мороз и старший следователь прокуратуры области В. Королевский – перечисляют эпизоды криминальной биографии подельников: «Неоднократные разбойные нападения на граждан, злостные хулиганские действия, грабежи, изнасилования, сопровождавшиеся избиениями, вымогательством денег, отличавшиеся особым цинизмом, – вот далеко не полный перечень совершенного ими». Однако о количестве преступлений в статье ни слова. Помним, что в те годы материалы на криминальные темы в газетах были редкостью, и далеко не все становилось достоянием общественности. Приведено лишь три примера. Среди них – не только нападения на женщин, но и избиение беззащитного 80-летнего старика, к которому криминальная парочка в нетрезвом виде ввалилась в разбитое окно. Газета приводит вердикт суда: «Выездная сессия Брестского областного суда, рассмотрев преступные действия бандитов, приговорила Семена Ц. к высшей мере наказания – расстрелу, а Михаила Б. – к десяти годам лишения свободы в колонии усиленного режима».
Суд проходил в зале Дома культуры строителей на ул. Комсомольской, где сейчас побывала съемочная группа НТВ. Также в кадр попала историческая часть города, где в архитектуре сохранился стиль тех лет, железнодорожный вокзал, район ПХБО. В качестве массовки в съемках участвовали актеры народного театра «Эксперимент» городского Дома культуры. Так что будем следить за телепрограммой. Предполагается, что новая серия о громком преступлении из Барановичей выйдет в эфир в июне.